Роль, задачи, проблемы ОАО «РЖД» в условиях реформирования железнодорожного транспорта
Роль железнодорожного транспорта в экономике страны, учитывая ее огромные территории и недостаточное развитие других транспортных инфраструктур, трудно переоценить. Ее значимость определяют регулярность и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, разветвленность сети железных дорог и их высокие пропускные возможности. Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров.
Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается объемом выполняемых им перевозок, так с 2000 по 2004гг. объем перевозок увеличился с 1055 млн.тонн до 1229 млн.тонн или на 16,5%: доля этого транспорта в 2004 году составила 81 % всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом). В системе железнодорожного транспорта занято 1 млн. 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного населения России. В этой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль в поддержании социально-экономической стабильности в стране и обеспечении роста эффективности экономики. В современных условиях, в связи с начавшимся подъемом экономики страны, на железнодорожном транспорте обострились проблемы по обеспечению в полной мере потребностей предприятий и населения в перевозках грузов и пассажиров.
На комплексное решение проблем транспортного обеспечения направлена осуществляемая структурная реформа федерального железнодорожного транспорта.
Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:
- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
- формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
- снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.