Быстрый переход к готовым работам
|
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассниковФормирование гражданской идентичности школьников определяется как одна из ключевых задач современной системы образования. Образовательным организациям отводится особая роль по обеспечению психологического сопровождения становления процесса самоопределения молодого поколения. Достижение гражданской идентичности является одной из центральных задач учащихся подросткового и юношеского возрастов, решение которой часто пролонгируется и на более зрелый возраст. Последовательное рассмотрение содержания основных понятий психологического возраста позволит раскрыть характерные для учащихся старших классов особенности развития, способствующие становлению гражданской идентичности. Полученные данные должны быть учтены при организации системы нравственно-патриотического воспитания школьников и, в частности, при разработке и реализации программ формирования гражданской идентичности учащихся. Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л. С. Выготским как единица анализа возрастной динамики развития [43]. Возрастно-нормативное содержание социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрастах является предметом всестороннего исследования в работах Л. И. Божович, В. В. Давыдова, В. С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др. [34, 51, 94,129, 144]. Как отмечает Л. И. Божович, важные особенности социальной ситуации развития учащихся обусловлены обучением в средних и старших классах.
Обучение школьников предполагает установление отношений не с одним учителем, как это было в младших классах, а со многими учителями- предметниками. В связи с данным обстоятельством невозможно сохранить полное единство требований и мнений. Подростки сталкиваются с различными оценками явлений окружающей действительности, собственного поведения и деятельности, их взглядов и отношений [34]. Осознание наличия противоположных позиций, понимание разных планов человеческих чувств и поступков, столкновение интересов, конфликт или поиск компромиссов – все это происходит в пространстве школы как института гражданской социализации в контексте установленной системы взаимоотношений участников образовательного процесса. Старшеклассник на уровне школьной жизни получает опыт освоения таких гражданских понятий как плюрализм мнений, справедливость, права и обязанности, свобода и ответственность. Е. Б. Лактионова отмечает, что социальная ситуация развития как ключевое условие развития личности – это не столько характеристики среды жизни, сколько особенности переживания, отношения ребенка к окружающему миру. Такое психологическое качество среды имеет ключевое значение как для межличностного взаимодействия, так и для психологических механизмов функционирования человека [77]. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|