У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Педагогическая модель процесса тактико-специальной подго¬товки курсантов с применением информационных технологий

Моделирование в диссертационном исследовании служит задаче кон­струирования нового объекта, не существующего ещё в практике. В основе моделирования, как метода теоретического дидактического исследования, лежит аналогия - специфический вид сравнения, позволяющий устанавли­вать подобие явлений. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. Модель - вспомогательный объект, вы­бранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. В дидактических исследованиях

Н.Ф. Гейжан, В.В. Карпова, Б.Ф. Кваши, В.Я. Кикотя, A.A. Кочина, А.Б.Трофимова, И.А. Скопылатова, В.И. Хальзова и др. [41, 79, 80, 81, 96, 182, 224, 213] мы находим широко применяемое модельное представление отдельных сторон или структур обучения, предпринимаются попытки создать на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, что она отра­жает лишь его отдельные стороны и связи.

Одной из целей нашего исследования является разработка эффектив­ной структурно-функциональной модели обучения на основе информацион­ных технологий. Её достижение возможно только путём интеграции двух не­зависимо существующих систем «информационная технология» и предмета «тактико-специальная подготовка» в единую дидактическую модель.

При этом важно, чтобы информационная технология органично вписы­валась в организационную структуру предметной области тактико­специальной подготовки, образуя качественно новую модель обучения, об­ладающую собственной структурой и компонентной базой.

Главным условием проектирования и создания модели, с нашей точки зрения, должно быть её педагогическая целесообразность. Это заключается в соответствии данной модели основным принципам дидактики и основным положениям теории поэтапного формирования умственных действий (сфор­мулированной и исследованной П.Я. Гальпериным), а также ассоциативно­рефлекторной теории обучения, наиболее продуктивных при овладении, со­ответственно, практическими навыками и умениями или теоретическими знаниями (см. приложение 5) [203, 178].

В последнее время в научной литературе выдвигаются идеи о выделе­нии групп принципов обучения в высшей школе, которые как бы синтезируют все существующие принципы дидактики [157]:

•       ориентированности обучения на развитие личности будущего спе­циалиста;

•       обеспечения непрерывности обучения;

•       информатизации и технического обеспечения учебного процесса;

•       соответствия содержания вузовского обучения современным и про­гнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

•       оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

•       рационального применения современных методов и средств обуче­ния на различных этапах подготовки специалистов;

•       соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, ко­торые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.

Основы науки, которые составляют содержание тактико-специальной подготовки, содержат и систему научных моделей, и аппарат для исследова­ния этих моделей, и методы использования в практике результатов исследо­вания моделей. Этим руководствовались и мы при проектировании экспери­ментальной модели обучения, представленной на схеме 2.

Между оригиналом (процесс тактико-специальной подготовки курсантов с применением информационных технологий), исследовательской структур­но-функциональной моделью и субъектом обучения существует тернарное отношение. Субъект, выбрав или построив модель оригинала для опреде­лённой цели, считает тем самым, что выбранный в качестве модели объект пригоден для этой цели. В большинстве случаев модель обладает не одним каким-то признаком, пригодным для одной из целей, а многими признаками, и поэтому она пригодна для многих из указанных целей, т е. является унифи­цированной [74, 178].

Чтобы структурно-функциональная модель обучения была унифициро­ванной в широком спектре приложений, должны быть унифицированы [77, С. 155-156]:

-    представление об информации, т.е. её классификация и описание па­раметров основных видов, выделенных в классификационной структуре;

-    структура и общее содержание информационного потока, т.е. процес­сов генерирования, фиксации и циркуляции информации в целях информа­ционного обеспечения учебной деятельности;

-    перечень и содержание процедур обработки информации во все вре­мя и на всех этапах информационного обеспечения учебной деятельности;

-    перечень и содержание методов решения задач обработки информа­ции.

Возможности унификации педагогической модели с применением ин­формационных технологий обучения открывают широкие перспективы разви­тия как самих технологий, так и дидактики в целом. На основе естественно­научных предпосылок уже в настоящее время может быть создана и реали­зована информационная технология, унифицированная в такой степени, что с одной стороны, она может использоваться в различных сферах педагоги­ческой деятельности без дополнительной трансформации и адаптации, а с другой - она может быть стабильной, не нуждаться в принципиальном со­вершенствовании достаточно продолжительное время [28, 115, 185].

В настоящее время доказана возможность разделения всех процедур обработки информации на три унифицированных класса учебных задач [28, 30, 125]: информационно-поисковые, логико-аналитические и поисково­оптимизационные и осуществлена детализация задач в пределах каждого класса. Одновременно построена унифицированная структура информаци­онного потока и произведена систематизация методов решения задач каждо­го класса. А это означает, что уже создана практически полная совокупность предпосылок, необходимых для построения унифицированной модели про­цесса обучения и полной её структуризации. Последовательное решение со­вокупности решаемых задач означает не что иное, как эволюционный пере­ход от применения в обучении ЭВТ в универсальном исполнении к разра­ботке и применению унифицированных программных многофункциональных обучающих комплексов, в том числе и в тактико-специальной подготовке кур­сантов. Открывается возможность переноса информации по аналогии от мо­дели к прототипу. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта исследования, именуемого оригиналом.

На наш взгляд, представленная на схеме 2 структурно-фун­кциональная модель тактико-специальной подготовки курсантов отвечает всем вышеизложенным требованиям с учётом целей подготовки, ориентиро­ванных на опережающий характер обучения в вузах МВД России. Моделиро­вание процесса тактико-специальной подготовки, обеспечивающее целост­ность и единство подхода как к описанию процесса подготовки курсантов к действиям в особых условиях, так и процесса их служебно-боевой деятель­ности в экстремальных ситуациях выступает в нашем исследовании как ме­тод научного познания и решения практических задач.

Вся работа доступна по <a href=

" http://mydisser.com/ru/catalog/view/31593.html  " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.