Быстрый переход к готовым работам
|
Педагогическая модель процесса тактико-специальной подго¬товки курсантов с применением информационных технологийМоделирование в диссертационном исследовании служит задаче конструирования нового объекта, не существующего ещё в практике. В основе моделирования, как метода теоретического дидактического исследования, лежит аналогия - специфический вид сравнения, позволяющий устанавливать подобие явлений. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. Модель - вспомогательный объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. В дидактических исследованиях Н.Ф. Гейжан, В.В. Карпова, Б.Ф. Кваши, В.Я. Кикотя, A.A. Кочина, А.Б.Трофимова, И.А. Скопылатова, В.И. Хальзова и др. [41, 79, 80, 81, 96, 182, 224, 213] мы находим широко применяемое модельное представление отдельных сторон или структур обучения, предпринимаются попытки создать на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, что она отражает лишь его отдельные стороны и связи. Одной из целей нашего исследования является разработка эффективной структурно-функциональной модели обучения на основе информационных технологий. Её достижение возможно только путём интеграции двух независимо существующих систем «информационная технология» и предмета «тактико-специальная подготовка» в единую дидактическую модель. При этом важно, чтобы информационная технология органично вписывалась в организационную структуру предметной области тактикоспециальной подготовки, образуя качественно новую модель обучения, обладающую собственной структурой и компонентной базой. Главным условием проектирования и создания модели, с нашей точки зрения, должно быть её педагогическая целесообразность. Это заключается в соответствии данной модели основным принципам дидактики и основным положениям теории поэтапного формирования умственных действий (сформулированной и исследованной П.Я. Гальпериным), а также ассоциативнорефлекторной теории обучения, наиболее продуктивных при овладении, соответственно, практическими навыками и умениями или теоретическими знаниями (см. приложение 5) [203, 178]. В последнее время в научной литературе выдвигаются идеи о выделении групп принципов обучения в высшей школе, которые как бы синтезируют все существующие принципы дидактики [157]: • ориентированности обучения на развитие личности будущего специалиста; • обеспечения непрерывности обучения; • информатизации и технического обеспечения учебного процесса; • соответствия содержания вузовского обучения современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); • оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; • рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; • соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности. Основы науки, которые составляют содержание тактико-специальной подготовки, содержат и систему научных моделей, и аппарат для исследования этих моделей, и методы использования в практике результатов исследования моделей. Этим руководствовались и мы при проектировании экспериментальной модели обучения, представленной на схеме 2. Между оригиналом (процесс тактико-специальной подготовки курсантов с применением информационных технологий), исследовательской структурно-функциональной моделью и субъектом обучения существует тернарное отношение. Субъект, выбрав или построив модель оригинала для определённой цели, считает тем самым, что выбранный в качестве модели объект пригоден для этой цели. В большинстве случаев модель обладает не одним каким-то признаком, пригодным для одной из целей, а многими признаками, и поэтому она пригодна для многих из указанных целей, т е. является унифицированной [74, 178]. Чтобы структурно-функциональная модель обучения была унифицированной в широком спектре приложений, должны быть унифицированы [77, С. 155-156]: - представление об информации, т.е. её классификация и описание параметров основных видов, выделенных в классификационной структуре; - структура и общее содержание информационного потока, т.е. процессов генерирования, фиксации и циркуляции информации в целях информационного обеспечения учебной деятельности; - перечень и содержание процедур обработки информации во все время и на всех этапах информационного обеспечения учебной деятельности; - перечень и содержание методов решения задач обработки информации. Возможности унификации педагогической модели с применением информационных технологий обучения открывают широкие перспективы развития как самих технологий, так и дидактики в целом. На основе естественнонаучных предпосылок уже в настоящее время может быть создана и реализована информационная технология, унифицированная в такой степени, что с одной стороны, она может использоваться в различных сферах педагогической деятельности без дополнительной трансформации и адаптации, а с другой - она может быть стабильной, не нуждаться в принципиальном совершенствовании достаточно продолжительное время [28, 115, 185]. В настоящее время доказана возможность разделения всех процедур обработки информации на три унифицированных класса учебных задач [28, 30, 125]: информационно-поисковые, логико-аналитические и поисковооптимизационные и осуществлена детализация задач в пределах каждого класса. Одновременно построена унифицированная структура информационного потока и произведена систематизация методов решения задач каждого класса. А это означает, что уже создана практически полная совокупность предпосылок, необходимых для построения унифицированной модели процесса обучения и полной её структуризации. Последовательное решение совокупности решаемых задач означает не что иное, как эволюционный переход от применения в обучении ЭВТ в универсальном исполнении к разработке и применению унифицированных программных многофункциональных обучающих комплексов, в том числе и в тактико-специальной подготовке курсантов. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта исследования, именуемого оригиналом. На наш взгляд, представленная на схеме 2 структурно-функциональная модель тактико-специальной подготовки курсантов отвечает всем вышеизложенным требованиям с учётом целей подготовки, ориентированных на опережающий характер обучения в вузах МВД России. Моделирование процесса тактико-специальной подготовки, обеспечивающее целостность и единство подхода как к описанию процесса подготовки курсантов к действиям в особых условиях, так и процесса их служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях выступает в нашем исследовании как метод научного познания и решения практических задач. Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31593.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|