Быстрый переход к готовым работам
|
Разработка критериев и показателей оценки дидактической эффективности применения информационных технологий в тактико¬специальной подготовке курсантовВажным этапом разработки проблемы повышения эффективности тактико-специальной подготовки курсантов на основе информационных технологий является определение основных понятий (терминов) и выбор системы качественно-количественных характеристик анализируемого процесса. В педагогике обычно оперируют такими понятиями, как «характеристика», «деятельность», «эффективность», «подготовленность», «готовность», «критерий», «показатель» и др. при изучении результатов обучения. Под характеристикой процесса или элемента процесса понимается определение их отличительных черт, т.е. описание (отражение) определённых свойств процесса или составляющих его элементов. В связи с тем, что любое существующее свойство в действительности выступает всегда как единство качественной и количественной сторон, то и характеристика, отражающая какое-либо свойство, включает в себя также качественную и количественную стороны. Именно с этих позиций мы рассматриваем и другие основные понятия, исследуемые в процессе оценки результатов тактико-специальной подготовки курсантов. Деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами [192, С. 164]. Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен. Педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую (служебную), учебную и игровую. Важнейшие характеристики деятельности: предметность (подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объекта); социальность (носит общественный характер, побуждающий людей к обмену её продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию); сознательность (в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую») [31]. Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с нравственными, экономическими, политическими, эстетическими целями. Обучение - особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощённого в соответствии с социальным заказом в содержании образования. Определение тактико-специальной подготовки курсантов дано в первой главе настоящего исследования. Изучая практику использования понятия «эффективность», мы нашли, что эффективность является атрибутивным содержательным признаком учебной деятельности, так как в силу своей целесообразности предметная человеческая деятельность объективно эффективна [32, 11]. В практике преподавания тактико-специальной подготовки, да и в научной литературе нередко имеет место отождествление понятий «эффективность», «оптимальность», «результативность», «надёжность», «качество». Эти понятия действительно объединяет общая категория, в качестве которой выступают цели предметной человеческой деятельности. Однако при всей своей смысловой близости эти понятия не тождественны друг другу. Оптимальность, например, не имеет степени сравнения, она не может быть больше или меньше. Оптимальность - это кратчайший, минимизированный путь к цели. Результативность в большинстве случаев отражает процесс достижения конкретных целей, не считаясь с затратами - временными, ресурсными, нравственными. Качество, как правило, отражает ориентацию деятельностного процесса на соблюдение установленных правил, иногда именно в силу этого абстрагируясь и от результатов, и от нравственноэтических норм. Надёжность характеризует бесперебойность, безошибочность, ритмичность работы, деятельности. Эффективность как бы вбирает в себя все эти понятия, но, системно характеризуя деятельность, исходит не только из конечной цели, но и средств её достижения, в числе которых дидактические, нравственные, моральные, этические категории играют ведущую роль. При определённых обстоятельствах, оптимальность, результативность, качество могут выступать и реально выступают показателями эффективности. Исходя из существующих определений подготовленности, можно дать определение более узким понятиям. Тактико-специальная подготовленность - это необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств выпускника вуза МВД (следователя, оперативного работника и т.д.), гарантирующий успешное выполнение служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях с первых дней своей деятельности в особых условиях. Её основными составляющими являются: тактическая подготовленность и специальная направленность. Тактико-специальная подготовленность курсанта - это необходимый и достаточный уровень знаний, навыков, и умений, обеспечивающий формирование профессионально-значимых качеств, гарантирующий успешное решение служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях и осуществление других функций и ролей в особых условиях. Тактико-специальная готовность - является специфическим психологопедагогическим образованием, имеющим сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости.
Тактико-специальные знания, навыки, умения, настроенность на выполнение предстоящих задач, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость к риску и опасности, высокая степень саморегуляции и самоуправления служат основными элементами готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Тактико-специальная готовность курсантов к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях есть результат целенаправленного процесса их тактико-специальной подготовки в вузе. Тактико-специальная предрасположенность - это соответствие тактикоспециальной направленности личности курсанта реальному уровню его способностей (заранее создавшихся склонностей), необходимое и достаточное для успешного решения служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях и усвоения других функций и ролей в особых условиях. Её основными составляющими выступают: тактико-специальная направленность и способности (склонности). Тактико-специальная надёжность - можно определить отдельным видом учёта и анализа, учитывая, что в способности стабильного выполнения тактико-специальных функций (управленческих, организационных, контролирующих и др.) концентрируются результаты тактико-специальной подготовки курсантов. Уровень тактико-специальной подготовленности - это степень сформированное™ у курсанта важнейших качеств, соответствующих требованиям квалификационной характеристики выпускника вуза МВД по тактикоспециальной подготовке. Таким образом, определение подготовленности - оценочный акт. Полученные результаты необходимо взвесить, рассмотреть с точки зрения их полезности, важности, значимости. В этой связи есть необходимость специального рассмотрения критериев оценки тактико-специальной подготовленности и способов их использования. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [235]. Обобщенное представление содержания тактико-специальных задач позволяет перейти в обучении от запоминания большого количества структур частных решений к логическому обоснованию структуры и содержания конкретного решения на основе инвариантного представления.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31593.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|