Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности административно-правового обеспечения,, информационной безопасности несовершеннолетних и юридическая характеристика*правонарушенийЗащита детей от информации, способной причинить вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию, признана одной из приоритетных задач государства как международным правом (ст. 13,17 Конвенции ООН о правах ребенка, Рекомендация № Я (97)19 Комитета министров стран - участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30.10.1997, Рекомендация № Я (89)7 Комитета министров Совета Европы относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22.04.1989, Европейская декларация о свободе обмена информацией в Интернете, 2003 г.[1], так и российским законодательством (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 09.09.2000 № ПР- 1895 и др.). Вместе с тем защита несовершеннолетних от деструктивного информационного воздействия, в том числе от нравственного растления, сексуального совращения, коммерческой и криминальной эксплуатации с использованием СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, должным образом не обеспечивается. Среди детей пропагандируются насилие и жестокость, эротика и порнография, потребление наркотиков и других психоактивных веществ, популяризируется потенциально опасное, антиобщественное и преступное по- ведение, в их сознание внедряются нормы и ценности маргинальной- и преступной среды. Тем самым создаются социально-психологические предпосылки нарастания процессов виктимизации и криминализации несовершеннолетних, облегчается их вовлечение в совершение правонарушений, незаконное' использование в коммерческих и преступных целях[2]. На практике1 наблюдаются многочисленные нарушения в- деятельности юридических и физических лиц, распространяющих информацию, оборот которой запрещенили ограничен федеральным законодательством (ст. 14' Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства РФ о культуре, ст. 4, 37 Закона РФ «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом «О рекламе» и др.). Потеря нравственных ориентиров; деформация социальных ценностей является фактором десоциализации подрастающего поколения, детерминирующим различные формы асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), среди которых наиболее социально опасными являются противоправные девиации несовершеннолетних[3]. Международная и зарубежная* законодательная практика неуклонно' придерживается принципа допустимости и правомерности ограничения общих прав физических и юридических лиц, когда это необходимо: для уважения прав и репутации других лиц; либо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, в том числе в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами детей. Помимо общих принципов разрешения коллизии прав и свобод граждан вин- формационной сфере, международное право закрепляет специальные стандарты оборота разных видов информации и ограничения на их распространение среди несовершеннолетних. Так, в Рекомендациях № Я (97)19 Комитета Министров стран участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г. и № Я (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание от 22 апреля 1989 г., сформулированы ограничения- (особенно в целях защиты детей) для распространения указанных аудиовидеозаписей, а также поощряющих прием наркотиков, допускается введение запрета на: а) коммерческое распространение или предложение таких аудиовидеозаписей несовершеннолетним; б) коммерческое распространение или предложение поставок, за исключением продаж, осуществляемых строго в отсутствии несовершеннолетних; в) на их распространение; г) торговлю ими по почте, поскольку это может оказать вредное воздействие на физическое, психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи[4]. Говоря об административно-правовой ответственности за правонарушения в информационной сфере применительно именно к несовершеннолетним, необходимо учитывать, что согласно Письму Роспотребнадзора от 17.09.2008 № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»[5] говорится, что в связи с обращением Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки (письмо от 01.08.2008 № 1-ГП-47-2008) па имя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по вопросу о состоянии дел с исполнением законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, распространяемой посредством рекламы, средств массовой информации, иных печатных изданий, а также кино- и
видеофильмов, электронных и компьютерных игр и программ, территориальным органам Роспотребнадзора при организации и проведении мероприятий по-контролю в сфере оборота аудиовизуальных произведений и фонограмм необходимо принимать более действенные меры по пресечению’ соответствующих нарушений прав потребителей. В этой связи следует уделить повышенное внимание вопросу соблюдения субъектами предпринимательской деятельности требований п. 90 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55[6], в части наличия на каждом экземпляре аудиовизуальной продукции и фонограмм всей обязательной информации, в том числе рекомендаций по возрастному ограничению зрительской аудитории в отношении кино- и видеофильмов в соответствии с прокатным удостоверением. Несоблюдение продавцами вышеназванных требований Правил должно служить основанием для их привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ'(нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре), по ст. 14.7 КоАП РФ‘ (введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара). При этом в любом случае несоблюдение продавцами требований п. 90 Правил является объективным основанием для применения к виновному лицу административных мер воздействия по ст. 14.15 КоАП РФ'«Нарушение правил продажи отдельных видов товаров». [1] См.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. 82 [2] Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: Методические рекомендации. М;, 2008. [3] Минор В.А. Превентивная функция административной ответственности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2010. С.З. [4] См.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. [5] СПС «Консультант Плюс». [6] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/21576.html |
|