Быстрый переход к готовым работам
|
Правовой анализ способов защиты несовершеннолетних от ненадлежащей рекламы, отрицательного воздействия СМИ и Интернета (непристойной информации и порнографии)Переходя к вопросам анализа способов защиты несовершеннолетних от ненадлежащей рекламы, отрицательного воздействия СМИ и Интернета, как информационных ресурсов, оказывающих максимальное негативное воздействие на детей, можно выделить следующее. На основе обобщенных результатов негативного воздействия исследователями было предложено следующее определение вредной информации. Вредная информация - это информация, не являющаяся конфиденциальной, но обусловливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее оборот (производство - распространение - применение)[1]. Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не дает определения вредной информации, ограничиваясь лишь тезисом о том, что информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, это информация (в том числе содержащаяся в информацион-
ной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с упомянутым Федеральным законом (ст. 2 п. 7 Закона). Выше в,работе нами был приведен перечень форм, видов и источников вредной для несовершеннолетних информации. В любом' случае, конституционным основанием для ограничения информационных прав, в подобных случаях является, защита основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц. К вредной-информации по этам основаниям можно условно отнести пять основных категорий информации:
Основываясь на данной классификации, целесообразно поэтапно охарактеризовать способы защиты, и противодействия вредной информации в рекламе, СМИ и сети Интернет. Так, применительно к рекламе необходимо учитывать следующее. Как указывают специалисты Генеральной прокуратуры[3] при проверке соблюдения установленных требований к обороту рекламной информации следует обратить внимание на рекламу, распространяемую (размещаемую): с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения, общественного транспорта (ст. 19 Закона,о рекламе); в теле- и радиопрограммах, теле- и радиопередачах; в периодических печатных изданиях, в том числе предназначенных для детей; при кино-видеообслуживании; по сетям Интернет и мобильной связи; на транспортных средствах и с их использованием. Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В ходе проверки следует необходимо выявлять нарушения законности при размещении рекламы, включая факты: а) распространения ненадлежащей рекламы, размещение которой запрещено законодательством и может причинить вред здоровью и развитию детей, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); формирующей негативное отношение к несовершеннолетним лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе); товаров, реклама которых не допускается, включая рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 7 Закона о рекламе, ст. 46 Закона о наркотических средствах); аудиовизуальных произведений, содержащих сведения, не соответствующие 118 их возрастной классификации (ч. 8 ст. 5 Закона о рекламе); в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях, (ч. 10 ст. 5 Закона о рекламе); б) нарушения ограничений для рекламы,, размещаемой: в детских, и образовательных телепередачах (ч. 7 ст. 14 Закона о рекламе); в детских и образовательных радиопрограммах и радиопередачах (ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе);: в) нарушения требований; направленных на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта, в том числе о недопущении рекламы (ст. 6 Закона о рекламе): дискредитирующей родителей и воспитателей, подрывающей доверие к ним у несовершеннолетних; побуждающей несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц, приобрести рекламируемый товар; создающей у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; создающей у несовершеннолетних впечатления. о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; формирующей комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; показывающей несовершеннолетних в опасных ситуациях; преуменьшающей уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; формирующей у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью; г) нарушения 01раничений, установленных для рекламы алкогольной продукции (ст. 21 Закона о рекламе), в том числе запретов на: обращение ее к несовершеннолетним; использование в ней образов несовершеннолетних; размещение такой рекламы: 1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и. видеопродукции; 3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; 4) на всех видах транспортных средств общего пользования; 5) с использованием технических 119 средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; 6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; 7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений (причем ранее в работе обусловливалась необходимость увеличения данного расстояния, применительно ко всем вышеназванным объектам до 500 метров); д) нарушения ограничений, установленных для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22 Закона о рекламе), в том числе запретов на: обращение ее к несовершеннолетним; использование в ней образов несовершеннолетних, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации); размещение такой рекламы: 1) в телепрограммах с 7 до 22 ч. местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 ч. местного времени; 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции; 3) при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 ч. местного времени; 4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; 5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; 6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; 7) в физкультурно- оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений; е) нарушения ограничений, установленных для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23 Закона о рекламе), в том числе запрета рекламы: обращающейся к несовершеннолетним; использую- 120
щей образы несовершеннолетних, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации); размещаемой: 1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; 3) на перво» и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; 4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе); 5) на всех видах транспортных средств общего пользования; 6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; 7)-в физкультурно- оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений; ж)-нарушения ограничений, установленных для рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (включая методы лечения), в том числе запрета на: размещение рекламы, обращающейся к несовершеннолетним (ст. 24 Закона о рекламе); распространение в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений (ст. 56, 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан; Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»[4]); з) нарушения ограничений, установленных для рекламы основанных на риске игр, пари (ст. 27 Закона о рекламе; см. также письмо Федеральной антимонопольной службы «О рекламе азартных игр и игорных заведений»[5]), в
том числе запрета рекламы: обращающейся к несовершеннолетним, размещаемой: 1) в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 ч. местного времени; 2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых не проводятся, такие игры,, пари,, а также на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций. метрополитена и других подобных объектов; 3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных, данных которых не содержится информация О' специализации указанных, изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари; и) нарушения запретов и ограничений, установленных для рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст: 46 Закона о наркотических средствах; ст. 6.13 Ко АП РФ), в том числе: запрета пропаганды в рекламе каких-либо преимуществ использования; отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; запрета размещения рекламы наркотических средств и психотропных веществ (за исключением наркотических средств и психотропных веществ,, внесенных в списки II и 1П, осуществляемой исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, - ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах) на любых видах носителей (включая сувенирную продукцию, канцелярские и. иные товары, предназначенные для детей и юношества). [1] См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. 2-е изд., с изм. и доп. СПб., 2005. [2] См.: Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России. М., 2004. [3] См.: Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: Методическое пособие. М., 2008. 117 [4] Российская газета. 1995. 17 февраля. [5] СПС «КосультантПлюс».
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/21576.html |
|