У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Значение слова как неконстантное образование

Несмотря на многообразие подходов к изучению структуры значения слова, а также на различные толкования значения представителями разных областей науки, принципиальным, с нашей точки зрения, остается положение о неконстантности значения слова, которому присущи структурное и смысловое развитие.

Принципиальная гибкость значения слова постулируется в работах ряда отечественных и зарубежных исследователей.

Так, принципиальным в решении проблемы соотношения мышления и речи Л.С. Выготский считает именно положение о неконстантности значения слова, которое представляет собой скорее динамическое, развивающееся образование. Для Л.С. Выготского значение - когнитивная структура некоторого знания, познавательная структура, оформленная словом, а потому, будучи компонентом континуального мышления, она одновременно принадлежит и единицам речи. Таким образом, значение слова представляет собой единство обоих процессов: речи и мышления. При этом, будучи одновременно и речевым феноменом, и феноменом мышления, значение не означает внешней принадлежности к двум различным областям, так как значение слова - феномен мышления, потому что мысль связана со словом и воплощена в слове, и, наоборот, значение слова - феномен речи

30

 

лишь потому, что речь связана с мыслью. Поэтому мы и можем говорить, что значение слова - единство слова и мысли [Выготский 2005].

Л.С. Выготский считает, что значение - это единица именно речевого мышления; это именно тот феномен, который, не отождествляя речь и мышление, позволяет обнаруживать их единство. Л.С. Выготский пишет: «...в ходе исторического развития языка изменяется смысловая структура значения слова. Изменяется психологическая природа этого значения... от низших и примитивных форм обобщения языковая мысль переходит к высшим и наиболее сложным формам, находящим свое выражение в абстрактных понятиях ... не только предметное содержание слова, но и самый характер отражения и обобщения действительности в слове изменялся» [Выготский 2005: 346]. Под этим подразумевается, что структура значения как способ познания динамична и способна развиваться. В таком случае язык развивается не потому, что меняется предметный мир, но прежде всего потому, что меняются способы познания.

Л.С. Выготский выдвинул предположение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в основе значения. Он рассматривал значение слова как процесс, а точнее, как множество взаимодействующих процессов, с помощью которых достигается установление соответствия между воспринимаемой индивидом словоформой, социально признанным значением слова и тем, что благодаря этому появляется в индивидуальном образе мира на разных уровнях осознаваемости в виде многообразных продуктов переработки перцептивного, когнитивного и аффективного опыта, так или иначе связанного со словом, и с конкретно данной ситуацией, в которую включен называемый объект, и с эмоционально-оценочным переживанием всего вышеназванного активным и пристрастным субъектом [Выготский 2005].

Исследователь выделял смысловое и структурное развитие значения слова.    Отметим,    что    под    смысловым    развитием    значения    слова

31

 

Л.С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка как во время отнесения слова к предмету, так и во время выделения соответствующих признаков кодирование данных признаков и отнесение предмета к определенной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка.

Рассуждая о системном развитии слова, он полагал, что за каждым значением слова на разных этапах развития ребенка стоят разные психологические процессы, а следовательно, с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение.

По мнению А.Р. Лурии, Л.С. Выготский сближал факт развития значения слова с фактом развития сознания. А.Р. Лурия писал, что слово для Л.С. Выготского является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Следовательно, если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и отражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания [Лурия 2002].

Именно поэтому учение о развитии смыслового и системного значений слова может быть одновременно обозначено как учение о смысловом и системном развитии сознания.

Все эти положения говорят о том, что как значение слова, так и его психологическое строение в процессе развития ребенка изменяются. При этом не только строение слова, но и строение сознания, его системный характер претерпевают существенные изменения.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/52044.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.