Быстрый переход к готовым работам
|
Научно - методическая часть курсовой работы
Эта часть курсового проекта включает
следующие работы: 1. Изучение специальной литературы с целью
выбора наиболее подходящих с точки зрения самого студента методов, приемов и
методик решения выбранной в аналитической части конкретной задачи. Таких альтернативных методик (методов, приемов) должно
быть не менее трех. 2. Оценку степени привлекательности каждой из
выбранных методик, методов и приемов для решения этой задачи. При рассмотрении альтернативных методов,
приемов, методик решения задачи источником информации может являться не только
специальная литература, но также и собственный практический опыт студента –
проектанта. Для выбора подходящих из них необходимо характеризовать все
выбранные в предыдущем пункте и включенные в набор методики, методы, приемы с
точки зрения рациональности их использования при разработке управленческого
решения. Например, определить положительные и отрицательные моменты их
применения при решении выбранной конкретной задачи, их соответствие заданным
критериям предпочтительности (простота реализации, возможность использования
вычислительных машин, получение наиболее рационального варианта решения) и т.п.
Основой для отбора метода являются
сформулированные студентом критерии, например, прозрачность метода, полная
информационная обеспеченность (наличие всех необходимых исходных данных для
разработки управленческого решения данным методом) и т.п. При этом, чем по
большему числу критериальных признаков будет осуществляться отбор методов, тем
более высокая степень обоснованности предпочтительности того или иного метода
будет обеспечена. То же относится и к методикам, приемам. При рассмотрении альтернативных методов с
точки зрения возможности их применения при разработке конкретного
управленческого решения может возникнуть три ситуации: 1. Из сформированного набора методов хотя бы
один будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям (заданным
критериям). Тогда целесообразность его использования очевидна. 2. Нет ни одного метода, которые бы в полной
мере отвечал заданным критериям. В этом случае студенту необходимо либо выбрать
наиболее соответствующий метод и адаптировать его к решаемой задаче, дополнив
его собственными элементами, либо отказаться от его использования. Дополняющие
элементы могут быть взяты из других методик (методов) и встроены в выбранный. 3. Ни один из отобранных для решения задачи
методов не удовлетворяет заданным требованиям (критериям) и нет возможности его
адаптировать к процессу разработки управленческого решения. В этом случае
студент должен в проектной части КП разработать свой оригинальный метод
решения. В случае, когда имеет место вторая и третья ситуации, в
научно-методической части дается только общий контур необходимых доработок
(корректировок). Детальная проработка этого вопроса осуществляется в проектной
части. Сравнительный анализ методов, используемых
для решения выбранной задачи, может осуществляться различными способами: по
максимальному числу критериев отбора и характеристик метода, по максимальному
числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др. Рассмотрим более подробно с
методической точки зрения суть некоторых из этих способов. 1 способ. По максимальному
числу совпадений признаков. Сравнение заданных критериев с
характеристиками каждого из методов и выбор тех методов, которые имеют
наибольшее число совпадений (таблица 8). Этот способ рекомендуется
использовать, если все критерии равно приоритетны. Таблица 1 - Сравнительный анализ методов решения
выбранной задачи
В нашем примере наибольшее число совпадений у метода n (смотри таблицу 1), следовательно, этот метод в наибольшей степени соответствует заданным критериям, которые должны быть учтены при решении выбранной задачи.
2 способ. По балльной оценке. Присвоение каждому критерию соответствующей
балльной оценки, характеризующей тот или иной признак анализируемого метода
(таблица 9) с последующим суммированием этих оценок (таблица 10).
Выбираются те методы, которые набрали наибольшее
число баллов. В этом случае появляется возможность отдать предпочтение тем или
иным критериям, которые могут являться определяющими с точки зрения лица,
принимающего решение, поскольку присваиваемая балльная оценка обусловливается
значимостью признака, выбранного в качестве критериального. Используемые
балльные оценки имеют численные значения, которые устанавливаются самим
проектантом. Интервал их разброса должен соответствовать разбросу
предпочтительностей выбранных критериев отбора, так как в противном случае
оценка методов может исказиться. Поэтому этот интервал должен быть
аргументирован проектантом. Рассматриваемые оценки могут выражаться как
целыми, так и дробными числами. Процедура оценки аналогична предыдущей, но
отбор методов осуществляется не по числу совпадений, а по итоговой балльной
оценке каждого из них. Этот метод позволяет подойти дифференцированно к оценке
выделенных критериев с точки зрения их привлекательности при решении конкретной
задачи. Таблица
9 - Бальные оценки по критериям отбора
Таблица
10 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи на базе балльных
оценок
В нашем примере по итоговой оценке выбирается
метод 2. 3 способ. По скорректированной
балльной оценке. Используемый корректирующий коэффициент
характеризует степень предпочтительности того или иного критерия оценки
рассматриваемого метода. При этом соответствие анализируемого метода заданным
критериям должно оцениваться численными значениями, например, при соответствии
– 1, при несоответствии – 0 (в отличие от таблицы 8, в которой можно
использовать качественные характеристики
степени соответствия – «да», «нет»). Корректирующий коэффициент (графа 3
таблицы 11) в зависимости от степени приоритетности того или иного критерия
(например, по оценке проектанта) может выражаться как целым (например: 1; 2; 2;
3; 1 и т.д.), так и дробным числом (например: 1,0; 1,2; 2,0; 1,3 и т.д.).
Равноприоритетные критерии должны иметь одинаковый корректирующий коэффициент.
Число баллов по каждому критерию в привязке к конкретному методу определяется
как произведение оценки соответствия анализируемого метода заданному критерию
(1 или 0) на корректирующий коэффициент. Например, если оценка соответствия
равна 1, а корректирующий коэффициент равен 3, то в графу «оценка соответствия»
ставится произведение 1*3=3 (таблица 11). Таблица
11 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом
скорректированной балльной оценки
Выбираем метод, имеющий наибольшее число
баллов – метод1. 4 способ. На базе экспертных
оценок. В этом случае, используя ранее приведенные
таблицы 8, 10 и 11, можно построить таблицу экспертных оценок, в которую будут
заноситься оценки экспертов по каждому методу в разрезе каждого из критериев или
по методу в целом (таблица 12). В качестве экспертов можно использовать авторов
специальной литературы со ссылкой на источник с указанием страницы. Экспертную
оценку может дать и сам проектант (с ее обоснованием) или руководитель
курсового проекта. Таблица
12 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом экспертных
оценок
Выбираем метод, набравший наибольшее число
баллов – метод 2.
Научно-методическая часть заканчивается
выбором одного или нескольких методов решения задачи. Если выбрано несколько
методов, то строится дерево решений, в котором на логическом уровне (в словесной интерпретации) с учетом возможных
рисков определяется наиболее предпочтительный из них. Пример дерева решений дан
на рисунке 7. Рисунок
7 - Дерево решений В дальнейшем выбранный метод используется в
проектной части КП при построении модели решения задачи. |
|