Быстрый переход к готовым работам
|
Содержание и функции коммерческой деятельности посредника
Среди всех видов предпринимательской
деятельности предприятия сферу его коммерческой деятельности определяют сбыт и
материально-техническое обеспечение. В практике товарного обращения
коммерческими действиями признаются все покупки товаров, совершаемые в целях
перепродажи их в том же виде, либо сдачи в аренду, а также в целях их
последующей обработки, эксплуатации, доведения до необходимых свойств,
качества. Исходя из этого рассматриваются два самостоятельных направления
развития предпринимательства в коммерции: -
коммерческая деятельность, которую осуществляют посредники по оказанию
услуг материального характера - торговые, лизинговые и др. Для них эта
деятельность является основной; -
коммерческая деятельность, которую осуществляют производственные
предприятия. Она совершается в рамках соответствующих предпринимательских
функций, которые не относятся к основной деятельности. Центральной функцией
производственного предприятия является производство. Коммерческая деятельность - это
предпринимательская деятельность, содержательную сторону которой составляет
товарный обмен. Коммерческая деятельность посредника
осуществляется в последовательности двух периодически повторяемых действий: -
покупка (аренда) при выполнении функции материально-технического
обеспечения; -
продажа (аренда) при выполнении функции сбыта. Предметом продажи является продукт
как вновь созданная ценность Предмет покупки составляют необходимые товары -
материально-технические ресурсы. Связь коммерческой деятельности с
производственной деятельностью отражается в единой цепочке создания ценности
(продукта) - рисунок 1.3. Цепочка создания ценности (товара) -
это система взаимосвязанных видов функциональной деятельности производственного
предприятия, являющаяся одновременно составляющей более крупной системы,
которую помимо предприятия образуют поставщики, сбытовые организации (каналы
сбыта), покупатели (потребители) с их собственными цепочками. В силу возобновляемости действий
покупка и продажа (аренда) рассматриваются функциями коммерческой деятельности
и представлены на рисунке 1.4.
Рисунок 1.3 – Посредническое
предприятие в системе создания ценности
(продукта) Коммерческая деятельность посреднического
предприятия не сводится только к непосредственно коммерческим функциям покупки
и продажи (аренды). Она предполагает выполнение более широкого спектра работ
различного характера и содержания - от изучения и формирования спроса на
продукцию (услуги), поиска, выбора партнеров и заключения сделок до поставки
продукции на место потребления и последующего обслуживания, включая и
управление коммерческой деятельностью. В зависимости от содержания
обслуживаемых процессов коммерческие функции подразделяются на: -
функции собственно коммерческого характера; -
функции технологического характера. Функции коммерческого характера
определяются процессами движения экономического содержания предмета
коммерческой деятельности (товара-ценности), его формирования и оценки. Функции технологического характера
определяются процессами движения вещественного воплощения предмета коммерческой
деятельности (товара-ценности), его формирования и изменения. В зависимости от роли в формировании
конечного результата коммерческие функции подразделяются на: основные; вспомогательные;
обеспечивающие. Основные функции
определяются процессами изменения форм состояния предмета коммерческой
деятельности (продукта-ценности). Вспомогательные функции определяются
процессами формирования воплощения и состояния предмета коммерческой
деятельности (товара-ценности). Вспомогательные коммерческие функции
определяются процессами формирования информационного представления (воплощения)
экономического содержания предмета коммерческой деятельности и его правового
состояния. Первое заключается в формировании потребительской реакции на
экономическое содержание предмета в процессе маркетинговой деятельности, в
частности, в процессе коммуникационного продвижения, направленного на его сбыт
(продажу, аренду), а также в формировании реакции со стороны предложения при
материально-техническом обеспечении (покупке, аренде) предприятия. Второе - в
юридическом обосновании и оформлении правового состояния экономического
содержания предмета: полного права собственности или отдельных правомочий - в
зависимости от вида и конкретного содержания коммерческой деятельности
предприятия. Вне комбинаторной схемы
рассматриваются функции обеспечения: финансового, материально-технического,
кадрового, информационного (в том числе инновационного) - общие для всех видов
функциональной коммерческой деятельности предприятия.
Рисунок 1.4
– Структурная схема классификации функций коммерческой деятельности
посреднического предприятия Экономическое содержание результата
коммерческой деятельности предприятия (коммерческого эффекта), проявляющегося
при осуществлении основных функций коммерческого характера (купле-продаже,
аренде), обусловливает принципиальное соотношение всех функций, составляющих
коммерческую деятельность. Функции коммерческого
характера первичны по своему экономическому содержанию и результативности.
Первичность основных функций определяется прежде всего их результативностью. Вспомогательные функции
коммерческого характера (маркетинговые и юридические функции) являются
предшествующими и сопровождающими все процессы функциональной деятельности
производственного предприятия. Эти функции первичны прежде всего по истокам
(информационным и правовым), определяющим исходное состояние предприятия и
предмета его коммерческой деятельности. Маркетинговые функции
первичны по информационным истокам, определяющим производность функциональной
деятельности предприятия от потребления и, соответственно, направленность на
потребителей, обусловливающую в конечном итоге ее результативность. Юридические функции
первичны по правовым истокам, определяющим исходное правовое состояние
предприятия как субъекта коммерческой деятельности в отношении к ее предмету,
обусловливающее вид и содержание (основные функции) этой деятельности.
Аналогично юридические функции определяют и конечное правовое состояние
предприятия. Тем самым эти функции определяют границы функциональной
деятельности партнеров в общей системе создания ценности (продукта) на стадии
обращения: между сбытовой деятельностью (продажей) поставщика и
материально-техническим обеспечением (закупкой) потребителя (посредника, производителя). Функции технологического характера
вторичны по отношению к функциям коммерческого характера, так как их
содержанием является формирование вещественного воплощения (в товаре, ценности)
потребностей потенциальных покупателей (потребителей) и изменение физического
состояния овеществленного представления (товара, ценности) в пространстве и во
времени в направлении более полного удовлетворения потребностей. Основные функции технологического
характера (хранение-складирование, распределение-доставка) обусловливают
взаимосвязь, последовательность, непрерывность (ритмичность) и направленность
(адресность) функциональной деятельности предприятия на стадии обращения:
материально-техническое обеспечение (закупка) - производство - сбыт (продажа),
- на создание, реализацию и потребление товара (ценности). Тем самым основные
функции технологического характера обусловливают цикличность процесса
воспроизводства. Вспомогательные функции
технологического характера (предпроиз-водственная подготовка, пред- и послепродажная
подготовка и обслуживание) обусловливают и сопутствуют осуществлению основных
функций коммерческого характера (купли-продажи, аренды) как итогового акта
(процесса) коммерческого характера и всей функциональной деятельности
производственного предприятия, проявляющего в конечном итоге ее результат
(ценность). Маркетинг как функция посреднического
предприятия заключается в формировании информационной среды управления всей его
коммерческой деятельностью, ориентированной на потребителя и завершающейся основным
актом (процессом) коммерческого характера - обменом (куплей-продажей, арендой).
В этом проявляется одновременно и первичная и подчиненная роль маркетинга. Взаимосвязь функций коммерческой
деятельности в общей системе создания ценности (товара) представлена на рисунке
1.5. Рисунок
1.5 – Функции коммерческой деятельности в системе создания ценности (товара,
услуги) Заказать написание авторской работы |
|