Быстрый переход к готовым работам
|
Товарная политика предприятия
Сущность маркетинговой товарной политики отождествляется с определением и поддержкой оптимальной структуры производимой и реализуемой продукции для достижения текущих и долгосрочных хозяйственных и других целей предприятия. Товарная политика предусматривает определение оптимальной номенклатуры товаров и постоянное ее обновление, ее предметом является качество товаров, дизайн, упаковка, товарная марка, степень соответствия нуждам потребителей. Обязательно берется во внимание дополнительная польза, которую дают потребителям товары фирмы-продуцента сравнительно с аналогичными товарами конкурирующих фирм, а также частота обновления номенклатуры. В обобщении товарная политика должна предусматривать определенное направление действий и совокупность мероприятий, благодаря которым обеспечивается преемственность стратегических и оперативных решений в сфере разработки товарного ассортимента. Отсутствие у фирмы именно такой концепции может привести к тому, что решение относительно структуры ассортиментов будут приниматься лишь под давлением внешних обстоятельств. Важным условием поддержки оптимальной маркетинговой товарной политики является соблюдение определенной процедуры анализа и принятия окончательных решений. С этим обычно связывают такие
действия: è четкое определение и очерчивания цели производства, сбыта и экспорта на перспективу; è наличие стратегии
производственно-сбытовой деятельности предприятия; è знание условий рынка и его требований; è анализ собственных исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых возможностей и ресурсов в настоящем и в будущем. В решении задач товарной политики должен превалировать стратегический
подход - долгодействующий курс производства и реализации продукции, который предусматривает достижение главной цели
предпринимательской деятельности. Принятие
ответственных хозяйственных решений нуждается
в тщательном изучении всего комплекса вопросов, формирующих товарную политику. Необходимо решить в частности такие проблемы: E оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимой продукции,
с учетом ее потребительских характеристик и особенностей технологии
производства; E темпы обновления продукции в целом и
по отдельными ее видами с учетом стадий жизненного цикла; E соотношение новых и «старых» товаров в
производственной программе, а также новых и освоенных рынков сбыта; E выход на рынок с принципиально
новыми видами продукции; E выбор времени выхода на рынок с новым товаром и изъятие из производственной программы малоэффективных товаров. Центральным моментом товарной политики является поиск оптимальной структуры
продуктового ассортиментов. Для этого нужен
профессиональный
анализ по критериям. Во-первых, привлечение и сохранение тех
потребителей в выбранных сегментах рынка, которые обеспечивают стабильное состояние на
рынке в текущий момент и в долгосрочном
аспекте. Во-вторых, оценка разных вариантов с точки зрения максимизации прибыли. Использование независимых консультантов для оценивания таких вариантов делает возможным преодоление ограниченности собственных работников, заангажированность и «фирменный патриотизм» часто становятся существенным препятствием для выявления возможных альтернатив. Большую роль сыграет маркетинговая товарная политика в сохранении и развитии предприятия как завершенной социально-экономической системы. Целые предприятия условно можно распределить по трем большим направлениям: возмещение ресурсов; обеспечение гарантий сохранности фирмы; создание условий для роста предприятия. Наиболее важными показателями достижения этих целей считают: - объемы сбыта; - возмещение переменных и постоянных расходов; - прибыль и снижение себестоимости; - увеличение объемов производства; - доля рынка; - распределение рынка и работа с ним. Во многих случаях надежным средством для достижения этих показателей является диверсификация. С ней связано расширение программы производства вследствие изготовления новой
продукции для новых рынков. Стратегия диверсификации - это деятельность, с помощью которой фирма
может быстро проникнуть на много рынков и постепенно наращивать свое
присутствие на них. Имеются три вида стратегий в процессе
диверсификации товарной политики: - горизонтальная (концентрическая); - вертикальная; - латеральная (продольная). Осуществляя
горизонтальную диверсификацию,
предприятие прибавляет к товарам традиционной
номенклатуры продукцию, которая изготовливается
с использованием тех самых технологий, или нуждается в тех самых маркетинговых
возможностях.
Например, завод в дополнение к бытовым пластмассовым
изделиям начинает производство деталей из
пластмасс для машин и оборудования. Когда производственная программа расширяется вследствие
привлечения продукции предыдущих и следующих
степеней, имеет место стратегия
вертикальной диверсификации. Например,
пивоварня начинает вырабатывать собственные кадки и бутылки, а потом открывает
сеть собственных кафе. Признаком
латеральной диверсификации есть старания предприятия войти в
области, которые не имеют ничего общего с его традиционной производственной и маркетинговой
деятельностью.
Такая диверсификация связана с большим риском, уменьшить который
можно лишь опираясь на значительный научно-технический и технологический
потенциал фирмы.
В наиболее обобщенном виде маркетинговые стратегии диверсификации имеют вид
специальной матрицы, автором которой есть
известный американский ученый А. Ансоф [табл.
3]. Таблица 2.1. Маркетинговые стратегии диверсификации
Содержание матрицы свидетельствует, что предприятие имеет возможность
реализовать такие стратегии: Ø попробовать получить максимальную выгоду на имеющихся рынках и с
производимыми товарами; Ø расширить географию рынков ради будущих действий; Ø обогатить ассортимент производимых продуктов или
осуществить полную диверсификацию (новые товары для новых рынков). С помощью стратегии диверсификации чаще всего стараются уменьшить предпринимательский риск во время насыщения и спада спроса, его конъюнктурного колебания. При такой стратегии появляются возможности задействовать свободный капитал, использовать налоговые преимущества, более эффективно загрузить производственные мощности. На противоположном полюсе находится стратегия концентрации производственной деятельности, с помощью которой фирма может проникнуть лишь на один или несколько сегментов рынка. Основополагающие переменные, влияющие на выбор стратегии диверсификации или концентрации, приведены в табл. 2.2. Таким образом, основные характеристики, которые
берутся во внимание во время выбора
диверсификации или концентрации производственной деятельности это: - реакция объемов продажи иа небольшое приращение расходов на маркетинг; - стабильность объемов продажи и темпов их рост на каждом рынке; - ожидаемое время опережения конкурентов; - уровень нужд в адаптации продукции и маркетинга к условиям разных рынков; - внутренние и внешние ограничения, на которые может натолкнуться
фирма. Процесс диверсификации во многих случаях порождается не только необходимостью оптимизации товарной политики фирмы, но становится также прямым следствием научно-технического прогресса. Этот процесс, как правило, оказывается в следующем: Таблица 2.2. Основные переменные, определяющие выбор стратегии маркетинговой товарной политики
è выпуск принципиально новых изделий, которые занимают свободную в предметном мире «нишу»; è замена имеющейся продукции на новую
и найновішу
(преобладающая тенденция); è увеличение разновидностей внутри рядов
изделий, которые изготовляются, и обособление новых рядов; è осложнение самого изделия и его составных; è качественные изменения уровня
технологии, необходимой для выпуска продукции; » более жесткие требования к входным материалам; è жесткие ресурсные, особенно энергетические и экологические ограничения, которые побуждают разнообразить выпуск продукции и приводить его в соответствие с ограничениями. Итак, обобщая, можно сказать, что диверсификация отбивает процесс выявления новых
нужд и реализации новых возможностей.
Для маркетинга это означает появление все новых и новых ситуаций, для которых необходимые адекватные инновационные
решения. Заказать написание авторской работы |
|