У нас уже 111484 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основные принципы и этапы функционально-стоимостного анализа

В широком понимании функционально-стоимостный анализ не является сугубо математическим методом оптимизации, но он оказывает содействие приближению к оптимальным техническим и экономическим решениям на основе их поэтапной дифференцированной оценки. Это метод комплексного технико-экономического исследования товара с целью развития его полезных функций. При этом стараются достичь оптимального соотношения между значением функции для потребителя и расходами на ее осуществление. Цель ФСА в наиболее обобщенном виде можно записать в виде математической формулы (8.1):

 

СК / В >  max                                                                                                                     (8.1):

где СК - потребительская полезность объекта анализа (совокупность потребительских свойств изделия);

B - расходы для достижения необходимых потребительских свойств.

Главными задачами ФСА следует считать:

C поиск и реализацию эффективных технических решений, повышение технического уровня и качества изделий;

C уменьшение материалоемкости продукции, улучшение весовых характеристик конструкций, выбор рациональной технологии;

C уменьшение трудоемкости продукции, повышение технологичности и надежности конструкций;

C создание новых организационных форм коллективной творческой работы, сокращение цикла «исследование-производство».

Таким образом, главная задача ФСА заключается в том, чтобы с использованием системно организованного аппарата, специальных приемов, правил и процедур найти резервы снижения расходов на производство и эксплуатацию продукции путем исследования функций как объекта анализа в целом, так и его составных.

Принципами ФСА являются:

Ø системность,

Ø функциональный подход,

Ø соответствие расходов для обеспечения определенных функций их значимости и полезности,

Ø коллективное творчество.

Процесс ФСА осуществляется последовательными этапами: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, сопроводительный.

На первых трех этапах, которые имеют в целом диагностический характер, устанавливаются функции изделия и его элементов, взаимосвязи между ними, определяются стоимостные и качественные оценки этих связей. Именно на этих этапах уточняется объект анализа. Чаще всего за такие берут изделия массового производства, имеющий недостаточное качество, или себестоимость, высше  аналога. Это особенно важно в настоящее время, когда именно через разумную ценовую политику и уровень качества можно достичь существенных преимуществ в конкурентной борьбе.

Наибольший эффект от ФСА достигается в отношении продукции, которая еще находится на стадии разработки. В этом случае имеется время для внесения изменений в конструкцию изделия или в технологию производства и предотвращение возможных лишних расходов на закупку и установку необходимого оборудования, сырья, комплектующих изделий и инструментов.

Объект исследования выбирается после обсуждения предложенных вариантов. Для этого создается рабочая группа из специалистов, наиболее компетентных в проведении ФСА и применительно к конкретному объекту. Специалисты по маркетингу также принимают участие в подготовительном этапе ФСА нового изделия, но их роль существенно увеличивается, когда такая операция осуществляется относительно продукции, которая уже выпускается и реализуется. Об этом свидетельствуют данные  табл. 8.1.

В процессе осуществления функционального анализа маркетологи и специалисты ФСА взаимодействуют практически на всех этапах, но наиболее тесно на третьем (аналитическому), когда оцениваются функции объекта.

Таблица 8.1.

Участие специалистов по маркетингу в осуществлении  корректирующей формв ФСА

Название этапа

Краткое содержание основных работ

Производители работ

Этап 1

 

Подгото-вительный

Выбор объекта анализа; определение цели, задач и условий осуществления анализа; определение производителей работ и  формирование программы их реализации

Руководство фирмы; работники службы маркетинга

Этап 2

 

Информа-ционный

Накопление технико-экономической  и маркетинговой   информации  относительно объекта и его функциональных аналогов

Собственные или привлеченные со стороны специалисты из  маркетинга

Этап 3

 

Аналити-ческий

Анализ функциональной структуры объекта; формулирование функций объекта и его элементов,    установление    причинио-следственных связей между ними и построение  функциональной  модели   объекта; оптимизация модели с целью елиминирования ненужных с точки зрения потребителя функций и целесообразности совмещения функций

Собственные или привлеченные со стороны специалисты по маркетингу и ФСА

Этап 4

 

Творчес-кий

Формирование  принципиальных  конструктивных вариантов реализации нужных функций, которые оказывают содействие комплексному решению проблемы

Разработчики проекта, конструкторы

Этап 5

 

Исследова-тельский

Выбор наивыгоднейших по результатам анализа решений (по системе.. техиико-экономических показателей, критериев ограничений)

Специалисты по маркетингу, экономисты

Этап 6

 

Рекомендательный

Окончательная стоимостная оценка вариантов выполнения объекта и его элементов; принятие окончательного решения относительно конструкции объекта анализа

Специалисты по маркетингу, экономисты

Этап 7

 

Этап внедрения

Разработка необходимой научно-технической документации, подготовка и освоение производства,  тестирование   продукции  на рынке

Разработчики, технологи, производственники, специалисте по маркетингу

В методике ФСА большое внимание отводится функциям изделия: их описанию, упорядочению и систематизации.

Именно на основе функций осуществляется расчленение конструкций машин и других изделий, поиск новых технических решений и экономическое сравнение вариантов.

Функции изделия - объекта ФСА - делятся на внешние и внутренние

Внешние состоят из главных и второстепенных, а внутренние - их основных и вспомогательных.

По возможностями выявления функции классифицируются на действительные и потенциальные.

По степени полезности - на полезные, бесполезные и вредные. Последние увеличивают стоимость объекта. Детальные классификационные признаки функций изделия приведены в табл. 8.2.

Таблица 8.2.

Классификационные признаки функции изделия

Признака классификации

Вид функции

Особенности функции

Сфера выявления

Внешняя

Общая объективная функция, которая выполняется объектом в целом, и отображает функциональные отношения между ним и внешним окружением

Внутренняя

Внутренняя функция объскта, ело определяется и реализуется его составными элементами

Роль в удовлетворении нужд

Главная

Внешняя функция, определяющая назначение, сущность и смысл существования объскта в целом

Второстепенная

Внешняя функция, которая не влияет па трудоспособность объскта и отображает побочные цели его создания, обеспечивает и увеличивает спрос на него

Значение в рабочем процессе объскта

Основная

Внутренняя функция, которая обеспечивает трудоспособность объекта, создает необходимые условия для осуществления главной функции

Вспомогательная

Внутренняя функция, которая оказывает содействие реализации основной функции

Возмож-ность выявления

Действительная

Внешняя или внутренняя функция, реально присутствующая в объекте и осуществляется при нормативных условиях его функционирования

Потенциальная

Внешняя или внутренняя функция, реально присутствующая в объекте, но не осуществляется до появления.ю новых условий его функционирования

Степень полезности

Полезная

Внешняя или внутренняя функция, которая свидетельствует о функционально необходимых потребительских свойствах объекта для определения его трудоспособности

Бесполезная

Внешняя или внутренняя функция, которая является лишней и увеличивает стоимость объскта. но служит нейтральной  относительно других функций и потребительских свойств изделия

Вредная

Внешняя или внутренняя функция, ненужная и увеличивающая стоимость объекта, отрицательно влияет на другие функции и потребительские свойства

Рассмотрим подробнее содержание отдельных этапов ФСА. Так, на предыдущем подготовительном этапе выбирают (с соответствующим технико-экономическим обоснованием) объекты анализа, определяют цель, задачи и условия его проведения, формируют программу реализации работ.

На информационном этапе специалистами по маркетингу предприятия (или специалистами, которые привлекаются извне) собираются необходимые данные относительно объекта и его функциональных аналогов. Собирается информация относительно основного назначения изделия и сферы его возможного применения, технических возможностей продукции, определяющих показателей качества, себестоимости аналогов. Принцип преемственности в развитии техники оказывает содействие тому, что для многих изделий существуют аналоги, которые имеют тождественные конструктивные решения и одинаковую или похожую целевую функцию.

Осуществляя функциональный анализ, проводят тщательное исследование аналогов изделия с целью выявления повторяемых элементов, т.е. типичных составляющих процесса функционирования, характерных для таких изделий. Для этого используются технические паспорта, инструкции, протоколы испытаний, технические условия, результаты анализа патентной информации. Все данные фиксируются на специальных карточках или в памяти ЭВМ. Дополнительно собирают информацию относительно функций отдельных деталей изделия, материалов, из которых они изготовлены, и себестоимости составляющих. Большое внимание отводится оценкам потребителями качества, надежности и соответствия продукции требованиям моды, эстетики и эргономики. Все службы и подразделы предприятия принимают участие в информационном обеспечении предыдущего этапа ФСА.

На аналитическом этапе маркетологи и специалисты ФСА исследуют функциональную структуру объекта. С этой целью формулируются функции объекта и его отдельных элементов, выявляются связи между ними и строится функциональная модель объекта. Далее осуществляется оптимизация полученной модели с целью элиминирования ненужных с точки зрения потребителя функций, а также возможности и целесообразности совмещения отдельных функций. На этом этапе изучаются функции объекта и расходы для их обеспечения. Если функции лишние, одновременно сокращают ненужные расходы. Дополнительно решают вопросы о возможности замены материалов, оборудования и технологических операций. Для определения значимости функций отдельных составляющих изделия могут быть использованы методы экспертных оценок.

Творческий этап предусматривает формирование инженерно-техническими работниками принципиальных конструктивных вариантов реализации полученных функций, т.е. формирование комплексного решения проблемы.

Целью исследовательского этапа является выбор наиприемлемейших по результатам анализа решений. Он осуществляется конструкторами, маркетологами и экономистами с использованием системы технико-экономических показателей и установленных ограничений. Исследовательский этап предусматривает оценку идей и вариантов, обработанных на предыдущих этапах, с целью ликвидации диспропорций между функциями и расходами.

На рекомендательном этапе выполняется при участии экономистов и маркетологов стоимостное оценивание вариантов общего выполнения объекта и его элементов, принимается окончательное решение относительно конструкции товара - объекта анализа.

Этап внедрения связан с разработкой необходимой научно-технической документации, подготовкой и освоением производства, тестированием продукции на рынке. Он характеризуется активным взаимодействием инженерно-технических работников и маркетологов. Работы по ФСА считаются выполненными, если будет найден вариант изделия или процесса с низкой себестоимостью и высоким качеством.



Заказать написание авторской работы

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.