Быстрый переход к готовым работам
|
Дизайн, его объекты и программы
Под
дизайном, или художественным конструированием понимают самостоятельный вид художественной деятельности,
вследствие которой проектируется объект
производства с определенными эстетическими свойствами. Дизайн является важной
составной частью конструирования изделий, поскольку именно он обеспечивает
удобство и приятность пользования изделием, добавляя ему художественной выразительности, гармоничной целостной
формы и другие подобные свойства. Главная цель дизайна - облегчить взаимодействие человека с
изделием, уменьшить нервное напряжение, оказывать содействие созданию
комфортных условий для физической и умственной деятельности, быта и отдыха. Согласно отечественным традициям дизайнами-объектами
принято считать как конечную продукцию, так и промышленные образцы разнообразнейший изделий машиностроения,
электротехнических, радиотехнических и электронных изделий, а также товаров
культурно-бытового назначения. Во
многих развитых странах дизайнами-объектами считаются также и производственные
помещения, производственный транспорт, технологические линии, производственные
территории. Расширение состава дизайнов-объектов привело к
применению в художественном конструировании
системного подхода, особенно при реализации так называемых «дизайн-программ»,
т.е. комплексов сложного оборудования, общей
эстетической организации производственной среды и т.п. Внешним выражением художественного конструирования является эстетичность изделия. С ней связывают совокупность свойств товара, которые создают его художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Именно эти свойства свидетельствуют о выразительности, гармоничности, оригинальности товара, соответствием его среде, стилю и моде. Художественная выразительность охватывает именно те свойства, которые дают возможность
потребителю отличить его от многих
аналогичных. Она
должна целиком отвечать эстетичным представлениям и
культурным нормам, которые сложились в обществе. К таким свойствам относятся: Ø художественно-информационная
выразительность, которая дает возможность оценить соответствие внешней
формы потребительской сути и назначению изделия, соответствие товара стилю и моде. Достигается это оригинальностью и
образностью творческого замысла, стилевым соответствием и другими приемами и
средствами художественного творчества. Большое значение в этой группе
показателей имеет соответствие изделия стилю и моде. Если речь идет об относительно небольшой зависимости между внешними
признаками изделий и их рыночной новизной, можно считать моду главным фактором эстетической ценности изделия. Тем не менее когда связь
между внешними признаками изделий и их функциональным назначением более тесная и определяется большим
количеством рыночных факторов, можно говорить
о наличии какого-то определенного стойкого
стиля во внешних эстетических признаках
товаров. Итак, художественно-информационная выразительность проявляется в следующих свойствах: C художественно-образное воплощение социально и рыночно
значащей информации (образная выразительность); C своеобразность формы, выделяющей товар среди его аналогов (оригинальность); C постоянство признаков формы (стилевая
определенность); Ø рациональность
организации формы, которая показывает насколько удачно форма и
конструктивное решение продукции отображает ее главное назначение, функциональные
характеристики (динамичность, быстроходность,
легкость), принцип действия и особенности изготовления. Кроме этого, художественная выразительность
намного зависит от согласованности формы изделия с использованными в его конструкции
материалами, а также от согласования целого и частей. Большое значение имеет связь изделий с их
предметным окружением. Все формообразующие
признаки должны в полной мере отвечать тем
условиям, в которых будет использоваться изделие. Без такого соответствия продукция
даже наиболее современных форм и цветных решений может иметь вид эстетически
несовершенной. Таким образом, рациональная
организация формы товара определяется: C функционально-конструктивной
обусловленностью, которая будет свидетельствовать о соответствии формы изделия
его назначению, конструктивному решению и использованным материалам; C общим соответствием формы изделия
условиям его использование; Ø целостность композиции,
связывающей с совокупностью таких свойств изделия как его пространственная
структура, его масштабная и пропорциональная организованность, тектоничность,
пластичность. Как
правило, с
тектоничностью связывают характеристику конструкции и материалов, которые представляют материальную
структуру изделия - его прочность, стойкость, взаимодействие составных
элементов. Пластика определяет красоту взаимных переходів объемов и
очертаний, плавность и гибкость элементов формы. Берутся также во вниманию благоустроенность графических и изобразительных
элементов, колорит, декоративность, взаимосвязь цветных соединений и использование
декоративных свойств материалов. Композиционное, единство изделия предусматривает
подчиненность разных стилевых признаков и
характеристик одной идее; Ø совершенство производственного выполнения и стабильность товарного вида объединяют свойства, характеризующие эстетическио удачный вид товара. Это чистота выполнения контуров и соединений, стойкость декоративных и защитных покрытий, усердие в обработке поверхности, четкость нанесения фирменных знаков, различных указателей и т.п.. Главными эстетическими показателями товаров массового спроса являются такие, которые отображают взаимосвязь внешнего вида изделия с его функциональным назначением, т.е. меру соответствия формы, цвета, структуры товара его техническим возможностям. Поэтому выбор эстетических показателей очень сложен и определяется назначением и особенностями потребления товаров см. табл. 9.1. Таблщя 1. Эстетические показатели для
отдельных товаров
Основными условиями рационального художественного конструирования является системный
анализ и адаптация дизайнов-объектов к окружающей среде. Именно системный анализ является исходной предпосылкой
формирования свойств изделия. Вместе с тем изделие всегда надо рассматривать в органическом единстве с его окружением. Заказать написание авторской работы |
|