У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Психология потребности и мотивации

Среди множества психических явлений есть одно, стоящее обособленно и по значению все другие превосходящее - потребность. Эта осо­бая сущностная сила человека, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая ее для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития, совсем недавно приобрела статус центрального пси­хологического явления, поэтому ее понимание не всегда и не полно отвечает запросам практики.

Сам термин "потребность" встречается еще в трудах Аристотеля, однако экспериментальное изучение потребностей началось только в 20-е годы XX в. в работах известного немецкого психолога Курта Левина.[1]

Каждый человек знает по себе, что такое чувство голода или жажды, и каждый понимает, что потребность, положим, в воде приводит его иногда в особое состояние, когда ни думать, ни де­лать что-нибудь как следует невозможно до тех пор, пока жажду не удастся утолить.

Субъективно потребность переживается как нуждаемость, недостаток, нехватка и в силу этого дефицита, как нечто неприятное, тревожное, угрожающее прервать или нарушить нормальную жизнедеятельность. Недостаток или полное отсутствие какого-то из средств жизнеобеспечения воспринимается как блокада, препятствие, но, несмотря на то, что возникновение любого барьера со­провождается состоянием внутреннего дискомфорта, растерянности, озабоченности, род человеческий может существовать, если только у него есть препятствия, которые требуется преодолевать. Это они мобилизуют и придают силы, без препятствий человек слабеет.

Встрепенувшись от встречи с барьером, испугавшись за свое бла­гополучие, человек настораживается, собирается с силами и при­ступает к поиску средств для ликвидации дефицита. Снять угрозу можно добычей, присвоением необходимых для жизнедеятельнос­ти ресурсов. Ресурс можно взять в готовом виде у матери-природы, отнять у ближнего или сделать, создать самому. Но для каждого из этих способов добывания благ требуется актив­ность, усиление, работа.[2]

Стало быть, психологическая сущность потребности складыва­ется из двух последовательных событий: сначала констатация нехватки, блоки­рующей деятельность, затем активность, действие по ликвидации дефицита. Фиксирование состояния нужды, установление источ­ника удовлетворения, определение высоты и трудно­сти барьера, нахождение способа овладения предметом - все это связано с поиском, получением и переработкой информации. Информация является источником особого психологического явле­ния - эмоции, которая служит своеобразным энергетическим сред­ством мобилизации сил организма в целях овладения благом.

Три ключевых понятия - информация, эмоция и потребность - стали основанием для объяснения мотивации поведения в рамках так называемой "информативной теории эмоций", созданной в трудах академика П.В. Симонова.[3]

В основе этой теории лежит давно сформулированный "принцип удовольствия". Уже в учениях древних мыслителей стремление к удовольствию и к избежанию страданий считалось главной детерминантой поведения человека. Память и жизненный опыт, повинуясь ощущению нужды, оживляют обра­зы предметов и ситуаций, доставивших эмоции удовольствия когда-то в прошлом. Затем включается механизм прогнозирования ве­роятности достижения цели. Путем оценки имеющихся ресурсов и сопоставления наличных ресурсов с предположительно необходимыми человек получает оценку ве­роятности достижения.

Сказанное позволяет перейти к определению понятия потребность. Однако здесь мы встречаем препятствие более чем серьезное: до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорно­го понимания сущности этого главного психологического явления. [4]

В учебниках и в самых авторитетных словарях потребность чаще всего определяется через понятие "нужда". Будто сговорившись, большинство авторов предлагаемых определений характеризует это яв­ление словами: недостаток, необходимость, надобность, нужда, желание, словно не замечая, что говорят только об одном классе потребностей, а другие забыли или не сумели различить.

В Большой советской энциклопедии: "потребность" определя­ется как "нужда, недостаток в чем-либо, необходимом для поддер­жания жизнедеятельности"

В учебнике психологии читаем: "Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.[5]

Ничуть не лучше определение и в другом издании: "Потребность - состояние личности, выражающее ее зависимость от кон­кретных условий существования".[6]

Каждая из этих характеристик утверждает, по сути, только одно: человек чего-то хочет. Но это и так ясно, а что творится в голове, в душе человека, в чем психологическая сущность желания? Эти определения годятся для простых, материальных желаний - еды, пи­тья, но нетрудно заметить, что нехватка - нужда - недостаток, так и подмывающие вскочить и бежать, чтобы взять, добыть нечто желаемое и тем самым недостаток ликвидировать, является при­знаком далеко не всех потребностей.

Другим слабым местом в общепринятом понимании сущности потребности является множественность трактовок, возникающая из-за слабой междисциплинарной согласованности исследований, а также вследствие различий в подходах и целях исследований, пред­ставляющих разные научные дисциплины.

Понятие "потребность" фигурирует в научной литературе, по крайней мере, в трех значе­ниях.[7]

Во-первых, как обозначение объекта внешней среды, т.е. потребность в конкретных предметах, преимущественно в социологии, экономике, марке­тинге.

Во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоцио­нальную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в общей и педагогической психологии.

В-третьих, как фундаментальные свойства личности.

Следовательно, если за словом потребность скрываются три весьма непохожих психологических явления, то возникает нелепая ситуация: любое благо, ценность, каждое психическое состояние или просто любую вещь можно бездумно присоединить к слову потреб­ность и тогда получается необозримый, нескончаемый ряд названий-ярлыков, которые невозможно даже сосчитать, не то что классифицировать - потребность в холодильниках, мороженом, потребность в покое и отдыхе, потребность читать свежие газеты, потребность в чистой воде, в витаминах и так далее до бесконечности. Отсюда возникло мнение, что разработать классификацию потребностей невозможно в принципе.

Отношение, по Мясищеву, имеет как бы три грани, три стороны: первая - оценка явления, квалификация объекта в системе значимостей, вторая - эмоциональное переживание, принятие или неприятие объекта и третья - тенденция обладания, захвата и присвоения.

В более поздних работах, прямо к теории потребностей не обращаясь, Мясищев объясняет потребность как отношения личности потому, что основными конституирующими компонентами этого понятия являются: [8]

a.       субъект, испытывающий потребность;

b.      объект потребности;

c.       своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Если потребность представляет собой связь между субъектом и объектом, то эта связь, исходя даже из традиционного представле­ния о потребности как о нужде или нехватке определенных усло­вий жизни, должна выступать как противоречие между тем, что требуется, и тем, чего недостает. Подчеркнем, что такое понима­ние вполне соответствует идее развития, сложившейся в отечествен­ной философии, которая утверждает, что источником всякого дви­жения и развития является противоречие.

Мотив - это образ успешно завершенного действия по реализации потребности, чувственно окрашенное, обязательно прият­ное и притягательное представление будущей процедуры достиже­ния и обладания. Это предвкушение и становится той внутренней силой, которая побуждает действовать и составляет содержание глагола "хотеть".

Наконец, благо определено, способы овладения намечены, при­влекательность объекта оценивается высоко и тогда возникает на­мерение действовать. Однако на этом процесс не заканчивается.

В понимании сущности мотивов поведения имеют место серьезные несовпадения взглядов.

Например, В.И. Ковалев пишет, что "при самой тесной связи потребностей и мотивов, последние не теряют своей самостоятельности и специфичности, однако ряд авторов фактически отрицают самостоятельность мотива".[9] Это проявляется в том, что одни из них просто отождествляют мотивы с потреб­ностями, другие наделяют потреб­ности самостоятельной побуждающей функцией (Якобсон П.М.), третьи рассматривают мотив как только одно из побуждений наря­ду с потребностями, целями или эмоциями (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н.). Еще более категоричен X. Хекхаузен: "Вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках, вместо мотивации - о направленном влечении, проблемы остаются, в сущности, те же, лишь несколько меняются подходы к их решению.[10]

Обобщая, мож­но сказать, что мотив видоизменяет исходную потребность. Это за­мечание потребуется нам далее при обсуждении процесса возвышения потребности.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия "мотив", потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на недо­пустимость небрежного употребления понятий. Так, в учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной рас­цветки и т.д. Но должно быть понятно, что таких потребностей не бывает, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлет­ворение, но никак не сами потребности.[11]

Неточность в употреблении слов проявляется и в том, что суще­ствует тенденция включать в феномен мотивации самые разнооб­разные психологические явления.

Систематизировать и понять взаимозависимости всего этого мно­гообразия психологических явлений при данном состоянии науки не представляется возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, если учитывать качественное различие потребнос­тей, т.е. разную степень социализации потребностей нижнего уров­ня в сравнении с духовными потребностями четвертого уровня.[12]



[1] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М.:КНОРУС,2005.

 

[2] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИ­ТИ, 2002

 

[3] Симонов П.В. Что такое эмоция? М.,1966.

 

[4] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИ­ТИ, 2002

 

[5] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. В.В. Богословский и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981.

 

[6] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978.

 

[7] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС,2005.

 

[8] Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС,2005.

 

[9] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

 

[10] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986.

 

[11] Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978.

 

[12] Маркетинг. Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. Под ред. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИ­ТИ, 2002

 



Заказать написание авторской работы

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.