Быстрый переход к готовым работам
|
Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации
Изложенные концепции
позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное
учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем
определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное
принципиальное отличие. Так, например, в теории
Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу
вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако одним из
важнейших положений этой теории является утверждение о том, что движение по
иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно - сверху вниз - в
том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлелланд
ввел по отношению к рассматриваемым потребностям идею их приобретения и
развития под влиянием обучения и жизненного опыта.[1] При этом он принимает во
внимание взаимоотношения отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения
изолированного влияния разных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга
потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и "факторы
здоровья". Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают
мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к
развитию состояния удовлетворенности. Очевидно, каждая из
теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить
широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку
знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все
четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить
определенные параллели между ними. Характерной особенностью
всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают
классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме
мотивации человека. Так, например,
потребность достижения в теории МакКлелланда созвучна потребностям самовыражения
в "пирамиде" Маслоу, потребностям роста в теории Альдерфера - группе
потребностей, входящих в набор мотивирующих факторов теории Герцберга. Такое же
соответствие можно установить и для других групп потребностей.[2] [1] Амблер Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер, 1999 [2] Амблер Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер, 1999 Заказать написание авторской работы |
|