У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Анализ деятельности ОЭЗ в 2005-2009 годах

Первые три года функционирования ОЭЗ показали, что этот институт развития реального сектора экономики полностью состоялся. В настоящее время в России в соответствии с ФЗ РФ от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ФЗ РФ от 03.06.2006 № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и ФЗ РФ от 30.10.2007 № 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"  созданы и работают 16 ОЭЗ четырех типов, в том числе две промышленно-производственного типа, четыре технико-внедренческого типа и семь туристско-рекреационного типа и 3 портового типа (в стадии строительства). Их деятельность направлена на достижение стратегических целей развития России[1].

Сложившаяся система управления ОЭЗ учитывает интересы Федерации, регионов, муниципалитетов и инвесторов. Активно работают наблюдательные советы ОЭЗ с участием представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ (далее РосОЭЗ), региональных, местных властей и резидентов ОЭЗ. В настоящее время во всех ОЭЗ в основном урегулированы земельно-имущественные вопросы и земельные участки, составляющие территорию ОЭЗ, переданы в управление и распоряжение РосОЭЗ. Завершена разработка проектов планировок ОЭЗ и концепций их развития.

Ведется проектирование и строительство более чем 150 объектов инфраструктуры, для чего в период с 2006 по 2008 год из федерального бюджета выделено 36,21 млрд. рублей. Выполнение функций по созданию за счет средств бюджетов всех уровней и управлению объектами инфраструктуры ОЭЗ возложено на открытое акционерное общество «Особые экономические зоны», 100% акций которого принадлежат Российской Федерации.                                                                            Объем инвестиций в российские ОЭЗ в 2008 году удвоился. Он составил 16,6 миллиарда рублей против восьми миллиардов рублей по итогам 2007 года[2]. По состоянию на 1 декабря 2008 года ОАО «ОЭЗ» и его дочерними обществами заключено контрактов на общую сумму более 25 млрд. рублей, затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составили 15,9 млрд. рублей. На сегодняшний день в ОЭЗ зарегистрирован 143 резидент ОЭЗ, 26 резидентов ОЭЗ приступили к производственной деятельности. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ составил 16,6 млрд. рублей, создано около 5800 рабочих мест. Объем продукции, произведенной резидентами ОЭЗ, составил около 11 млрд. рублей. ОЭЗ промышленно-производственного типа направлены на создание новых видов продукции с использованием новых технологий и развитие импортозамещающих производств.

На территории промышленно-производственных  зон (далее ППЗ) зарегистрирован 21 резидент ОЭЗ. Четыре резидента ППЗ приступили к промышленно-производственной деятельности. По состоянию на 1 декабря 2008 года объем инвестиций резидентов ППЗ составил 13,9 млрд. рублей, создано свыше 4 тыс. рабочих мест, объем выпущенной продукции составил 9 млрд. рублей[3]. Объем произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры в настоящее время составил более 12 млрд. рублей. Завершить строительство всех объектов инфраструктуры ППЗ планируется к концу 2011 года.

В настоящее время в ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 8 резидентов ОЭЗ, 2 из которых приступили к выпуску продукции: ООО «СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА» – производство коммерческих автомобилей и автозапчастей; ЗАО «Северстальавто-ИСУЗУ» – производство грузовых автомобилей. К концу 2008 года общее количество произведенных автомобилей составило около 12 000 единиц. Основными видами деятельности резидентов ППЗ в Республике Татарстан являются производство автомобилей, автокомпонентов, создание производств химической, нефтехимической, обрабатывающей (деревообрабатывающей) промышленности, а также фармацевтической и авиационной отраслей. Введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс ОЭЗ, включающий в себя административно-деловой центр с выставочным комплексом (10 961 м2), а также объекты таможенной, транспортной, инженерной инфраструктуры. В настоящее время осуществляется строительство объектов инфраструктуры второго пускового комплекса, в т.ч. инженерных сетей, внутриплощадочных автомобильных и железных дорог, таможенной инфраструктуры, пунктов пропуска и досмотра транспорта, распределительных подстанций с кабельными линиями.

В ОЭЗ «Липецк» зарегистрировано 13 резидентов ОЭЗ, из них 2 резидента ОЭЗ приступили к выпуску продукции: ООО «ЧСЗ-Липецк» - производство облегченной стеклянной тары для медицинской и пищевой промышленности; ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» - производство холодильного оборудования. Основными видами деятельности резидентов ППЗ «Липецк» являются машиностроение, металлообработка, производство строительных материалов, бытовой техники. Построены объекты инфраструктуры 1-й очереди 1-го пускового комплекса , в т.ч. здание административно-делового центра (2 635 м2), сети инженерно-технического обеспечения, объекты таможенной инфраструктуры. В настоящее время осуществляется проектирование и проведение подготовительных работ по строительству 2-го здания административно-делового центра, 2-й очереди таможенной инфраструктуры ОЭЗ, дорожной инфраструктуры, объектов электроэнергетики, инженерных сетей ОЭЗ, пожарного депо и других объектов[4].

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ТВТ) направлены на формирование инновационной и технологической базы российской экономики. По состоянию на 1 декабря 2008 года в ОЭЗ ТВТ зарегистрировано 114 резидентов ОЭЗ. Объем инвестиций резидентов ТВЗ составил свыше 2 млрд. рублей, создано около 1000 рабочих мест. Объем производства работ, услуг (товаров) составил свыше 1 млрд. рублей.

На создание объектов инфраструктуры по состоянию на 1 октября 2008 года по ОЭЗ ТВТ заключено контрактов на общую сумму свыше 8 млрд. рублей. Основными видами деятельности резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Москве являются информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии. К осуществлению деятельности приступили 3 резидента ОЭЗ: ООО «ЗИТЦ» - разработка базовых технологий создания изделий микроэлектроники, микросистемной техники, информационно-телекоммуникационных систем и радиоэлектронной аппаратуры; ЗАО «Научно-исследовательский институт Электронного специального технологического оборудования» - разработка перспективных технологий электронного машиностроения, создание и внедрение нового поколения лазерного и вакуумного ионно-плазменного технологического оборудования; ООО «НИЦ Приводная техника» - разработка частотно-регулируемого электропривода с микропроцессорным управлением. В ОЭЗ ТВТ в г. Москве завершаются проектно- изыскательские работы на объекты внутриплощадочной инфраструктуры, ведется строительство внутриплощадочных дорог.

Основными видами деятельности резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа в Московской области являются информационные и ядерно-физические технологии. К осуществлению технико-внедренческой деятельности приступили 4 резидента ОЭЗ. Объем выпуска продукции резидента ОЭЗ ООО «Лаборатория информационных технологий - ТРАСТ» на 1 декабря 2008 года, полученный в сфере развития, внедрения, реализации и сопровождения российского программного комплекса геологического и гидродинамического моделирования, мониторинга разработки месторождений, составил более 28 млн. рублей[5].

В ОЭЗ ТВТ в Московской области завершается строительство инновационно-технологического центра (ввод запланирован на декабрь 2008 года). В ноябре введен в эксплуатацию 1-ый корпус инновационно-технологического центра, ведется строительство улично-дорожной сети с ливневой канализацией, инженерных сетей, производственно-эксплуатационной базы.

Основными видами деятельности резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске являются микро- и наноэлектроника, оптоэлектроника, биоинформационные и биосенсорные технологии, информационно-коммуникационные системы, нанотехнологии и наноматериалы. К осуществлению технико-внедренческой деятельности приступили 15 резидентов ОЭЗ, среди них ООО «Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим»), объем инвестиций в реализацию проекта которого составил около 1 млрд. рублей. На территории особой экономической зоны резидентом реализуется проект создания технологической базы промышленного производства современных высокоэффективных катализаторов и новых полимерных материалов. В ОЭЗ Томской области завершаются проектно-изыскательские работы по объектам внутриплощадочной инфраструктуры, в октябре 2008 года начал работу Центр инноваций и технологий. Завершается строительство ограждений и КПП на обеих площадках ОЭЗ[6].

Основными видами деятельности резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге являются точное и аналитическое приборостроение, медицинская техника, биотехнологии, разработка программных продуктов, электроника, средства связи, новые материалы. В настоящее время завершаются проектно-изыскательские работы для строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ площадки «Нойдорф»: административно-делового центра с выставочным комплексом, зданий и сооружений таможенной инфраструктуры, инженерных сетей и коммуникаций. На территории ОЭЗ произведена реконструкция дорожного полотна. Выполнены работы по первому этапу строительства таможенной инфраструктуры. Ведется строительство объектов социальной инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ территории. Зоны туристско-рекреационного типа (ТРЗ) направлены на развитие услуг в санаторно-курортной сфере и перераспределение туристских потоков в регионы, обладающие конкурентными преимуществами.

В феврале 2007 года постановлениями Правительства Российской Федерации на территории России созданы семь ТРЗ: в Республике Алтай и Республике Бурятия, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях[7]. К настоящему времени утверждены границы всех ТРЗ. В первом квартале 2008 года завершена разработка и утверждены концепции создания и развития ТРЗ, включающие анализ рынка и определение позиционирования каждой ТРЗ, выбор архитектурно-строительных решений и подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения ТРЗ и привлечения инвесторов.

На основе концепций создания ТРЗ в настоящее время завершается разработка проектов планировки территорий каждой из ТРЗ. Осуществляется разработка планов обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ. Начато проектирование отдельных объектов, а также формирование и принятие перспективных планов развития ТРЗ. После подготовки всей необходимой документации в 2009 году начнется строительство инфраструктуры ТРЗ, которые смогут принять первых туристов не позднее 2012 года.

По состоянию на 1 декабря 2008 г. зарегистрированы 8 резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа: 2 – в Республике Алтай и 6 – в Алтайском крае. Особые зоны портового типа направлены на ускоренное развитие портовой инфраструктуры и транспорта[8].

В июне 2008 года состоялся открытый конкурс по отбору заявок на создание портовых ОЭЗ. По итогам конкурсного отбора принято решение о создании ОЭЗ на территории морского порта Хабаровского края и двух ОЭЗ на территориях аэропортов Красноярского края и Ульяновской области[9]. Создание ОЭЗ в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города, а также формированию мощного транспортно-логистического центра в Поволжье. Создание ПОЭЗ на базе аэропорта «Емельяново» станет важным элементом ключевого логистического узла в Красноярском крае, и позволит России занять позиции крупного участника рынка грузоперевозок из Азии. На  базе тихоокеанского порта «Советская Гавань» в Хабаровском крае планируется создание международного профильного портового и судоремонтного центра. В настоящее время определен объем денежных средств, необходимый для создания объектов инфраструктуры в портовых зонах, подготовлены проекты Постановлений Правительства Российской Федерации о создании портовых ОЭЗ. Основной эффект создания ОЭЗ портового типа связан с ростом грузопотоков, что позитивно скажется на развитии не только водного и воздушного транспорта, но и железнодорожных и автомобильных перевозок. Одновременно положительный импульс получат региональный топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство.

Для обустройства инфраструктуры особых экономических зон до 2010 года государство потратит около 148 млрд. руб (таблица 8)., не считая инвестиций в портовые зоны. К деньгам государственного и местных бюджетов, которые до 2010 года будут потрачены на строительство инфраструктуры внутри ОЭЗ через государственное ОАО «ОЭЗ» (62 млрд. руб.), добавилось еще 86 млрд. руб. на обустройство территорий, прилегающих к зонам. Внутренняя инфраструктура развивается за счет средств, направляемых через РосОЭЗ, внешняя (дороги, аэропорты и т. д.) финансируется через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и средствами естественных монополий – РАО 'ЕЭС России', РЖД, «Газпрома»[10].

Таблица № 8

Объемы инвестиций на развитие ОЭЗ до 2010 года.


Источник

Строительство
внутри зон (млрд.
руб.)

Строительство вне 
зон (млрд. руб.)

На строительство семи туристско-рекреационных зон

Уставный капитал ОАО ОЭЗ:

11,9

 

федеральный бюджет

9,1

 

местные и региональные бюджеты

2,9

 

ФАИП

 

23,4

Фонд развития регионов

 

0,8

Инвестпрограммы РАО ЕЭС и "Газпрома"

 

11,9

Бюджеты субъектов федерации и муниц.

 

6,9

На строительство двух промышленно-производственных и четырех технико-внедренческих

Уставный капитал ОАО ОЭЗ:

50,9

 

федеральный бюджет

33,7

 

местные и региональные бюджеты

17,2

 

ФАИП

 

17,7

Фонд развития регионов

 

7,8

Инвестпрограммы РАО ЕЭС и "Газпрома"

 

6,8

Бюджеты субъектов федерации и
муниципалитетов

 

12,3

 

Источник: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosoez.ru/, свободный.

 

Что касается текущего мирового финансового кризиса, он пока не сильно коснулся деятельности особых экономических зон. Согласно данным РосОЭЗ ни один из резидентов не заявил об отказе от реализации своих проектов, более того, подаются заявки от новых компаний, желающих наладить свое производство на территориях ОЭЗ. Впрочем, из-за удорожания заемных средств автоматически увеличатся сроки окупаемости проектов. На сегодняшний день необходимо оказать поддержку резидентам. Такая поддержка могла бы быть выражена в предоставлении долгосрочных кредитов государственным банкам, поддержать их в нынешних условиях поможет и такая мера как субсидирование процентных ставок по выданным кредитам. Согласно данным РосОЭЗ,  в 2009 году агентство получит из федерального бюджета 16 млрд. рублей[11]. Вместе с тем, определенные трудности могут возникнуть в туристско-рекреационных зонах. Запланировано построить семь таких зон в регионах. В условиях ограничения финансовых ресурсов необходимо сконцентрировать усилия на строительстве одной площадки, затем после получения средств, двигаться дальше. В качестве примера можно привести Краснодарский край, где турзона включает пять площадок, в соседнем Ставропольском крае - семь площадок.                                               В 2009 году могут быть приняты первые решения о создании особых экономических зон на территории России без государственного финансирования. Последствия мирового финансового кризиса заставляют искать новые механизмы финансирования создания экономических зон. РосОЭЗ выступает за расширение участия частных инвесторов в строительстве инженерной инфраструктуры. Пока же оно осуществляется исключительно за счет бюджетного финансирования. По оценкам РосОЭЗ, к 2015 году налоговые поступления от деятельности ОЭЗ превысят сумму бюджетных затрат на строительство инфраструктуры. По словам руководителя РосОЭЗ, обсуждается возможность участия Внешэкономбанка в финансировании строительства инфраструктурных объектов.



[1] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18.

[2]   Регион [Электронный ресурс]: Инвестиции в особые экономические зоны РФ в 2008 году удвоились, 2009 г.

[3] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18

[4] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18

[5] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18

[6] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18.

[7] Алпатов А.А., Бударина Т.Н. Главные результаты работы ОЭЗ в 2008 году/ Алпатов А.А., Бударина Т.Н.//Вестник ОЭЗ.-2008 г., №3, С. 10-18

[8] Шаповалов А. [Электронный ресурс]: Особые экономические зоны растут в цене: до 2010 года государство вложит в них около $5,8 млрд., 2009 г. Режим доступа: http:// www.rian.ru, свободный.

[9] Справочные материалы ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. 2008 г. Режим доступа: http://www.oao-oez.ru, свободный.

[10] Шаповалов А. [Электронный ресурс]: Особые экономические зоны растут в цене: до 2010 года государство вложит в них около $5,8 млрд., 2009 г. Режим доступа: http:// www.rian.ru, свободный.

[11] CNews [Электронный ресурс]: Кризис не помешает строительству ОЭЗ в РФ, 2008 г. Режим доступа: http://www.cnews.ru, свободный.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.