Быстрый переход к готовым работам
|
Стратегические альянсы в контексте неоинституциональной теории фирмы
Альянс является новой, еще не изученной до конца формой кооперации. Инновационный характер альянсов проявляется двояко. С одной стороны, сама организационная структура стратегического альянса представляет собой управленческую новацию, а с другой – такая система сотрудничества позволяет решать научно-исследовательские задачи наиболее эффективно, она будто бы специально приспособлена для этого в силу удобства, а следовательно, и дешевизны трансакций, необходимых для решения главной задачи инновационной организации – создания новшества. Следуя логике теории трансакционных издержек, можно определить стратегический альянс как гибридную форму между рыночной и иерархической структурой. Фирма, базирующаяся на контрактных отношениях, рассматривается Р. Коузом как иерархическая структура, замещающая рынок и поэтому способствующая снижению издержек по сделкам (трансакционных издержек): «Фирма…есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя[1]». В том случае, когда внутрифирменные (агентские) издержки ниже рыночных (трансакционных), существование и развитие фирмы путем замены рыночных отношений с контрагентом административными является целесообразным. По своей сути межфирменный альянс является оболочечной структурой, поскольку отвечает тем требованиям, которые предъявляются к ней участниками рынка:
На изучении, помимо всего прочего, контрактных отношений сосредоточил свое внимание один из последователей Р. Коуза – О. Уильямсон, который отмечал, что «организационное многообразие преследует цель поиска различных путей минимизации трансакционных издержек[2]». Контрактный характер альянсов в первую очередь обусловлен желанием партнеров избавиться от затрат, связанных с громоздкими интеграционными процедурами, неизбежными при слияниях и поглощениях. Кроме того, грамотно составленный контракт – гарантия безопасности в случае возникновения коллизий. Можно констатировать, что, во-первых, заключение стратегических альянсов во многих случаях выгоднее сделок слияний (поглощений) с точки зрения экономии трансакционных издержек и снижения риска оппортунистического поведения; во-вторых, межфирменное доверие, существующее между сотрудничающими фирмами, выступает в роли катализатора интеграции; в-третьих, альянсы, являясь структурами сетевого типа, могут стать одним из наиболее востребованных инструментов объединения усилий тех организаций, которые работают в инновационной сфере. |
|