Тенденция развития предприятий торговли в современных условиях
Устойчивый экономический рост обуславливает количественные и качественные изменения покупательской способности россиян и стимули-рует развитие торговли как механизма удовлетворения эволюционирующего спроса. Это выдвинуло розничную торговлю в число ведущих отраслей экономики и постоянно поддерживает уровень ее привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов.
Консалтинговая компания «А. Т. Kearney Россия» по протяжении до-статочно продолжительного периода (2000-2006 гг.) относит Российскую Федерацию к одному из наиболее крупных, динамично развивающихся и от-носительно свободных рынков, определяя ей лидирующие места (1-3) в ми-ровом рейтинге по привлекательности розничного рынка для инвестиций. Этим можно объяснить быстрый и устойчивый рост розничной торговли, стремительное распространение новых организационных форм, обуславли-вающее усиление внутриотраслевой конкурентной борьбы за покупателя. Направленность этого динамичного процесса характеризуется и оценивается с различных позиций.
Профессор В. В. Радаев выделяет четыре этапа эволюции российского ритейла [22].
I этап. Расцвет внемагазинных форм торговли после принятия Указа Президента РФ «О свободе торговли» в 1992 г. Активный процесс количе-ственного насыщения потребительского рынка товарами.
II этап. Возникновение и распространение новых форматов торговли, характеризующееся развитием самообслуживания, формированием торговых сетей, универсализацией товарного ассортимента (конец 1990-х гг. – начало 2000-х гг.).
III этап. Последовательное распространение новых форматов торговли по принципу: от элитных к массовым, с волнообразным характером проявления (с 1999 г. по настоящее время).
IV этап. Четкое выделение особенностей отдельных форматов, их при-ближение к мировому уровню и параллельное развитие одним оператором розничного рынка нескольких форматов одновременно (с 2003 г. по настоя-щее время).
В. В. Радаев рассматривает эти изменения с позиций экологического подхода, определяющего эволюцию рынка как процесс отбора организаци-онных форм, порождаемых конкурентной борьбой [22].
Несколько иное видение тенденции развития операторов розничного рынка формулирует главный исполнительный директор «Пятерочка-Холдинг Н. В.» Л. Хасис, выделяя в этом процессе три временных периода [29].
I этап. Начало 1990-х гг. Основные операторы розничной торговли – существовавшие на тот период магазины и стихийно возникающие оптовые и мелкооптовые рынки, предлагавшие ранее не виданный ассортимент потребительских товаров. Появление новых элитных магазинов – супермар-кетов (начальный период).
II этап. С середины 1990-х гг. до 2003 г. Период формирования совре-менных розничных торговых сетей, сопровождавшийся постепенным насы-щением потребительского рынка товарами массового спроса (экстенсивный период).
III этап. С 2003 г. по сегодняшний день. Переходный период от экстенсивного к интенсивному развитию, характерными показателями которого является усиление качественных элементов сетевого бизнеса (снижение издержек; рост количества покупателей, выбравших конкретную торговую единицу; появление сильных розничных операторов). Формирование основных типов торговых сетей. Можно выделить следующие типы сетей:
1) российские, постепенно захватывающие регионы страны;
2) иностранные, первоначально вошедшие в Москву и Санкт-Петербург, с последующим выходом в регионы;
3) крупные региональные компании, охватывающие несколько терри-торий, но не планирующие экспансии в Москву и Санкт-Петербург.
4) мелкие, работающие в пределах одного города [29].