Как писать рецензию и отзыв
Рецензия — это письменный разбор научного текста (ста-тьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:
1) предмет анализа (тема рецензируемой работы);
2) актуальность темы дипломной работы (проекта);
3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;
4) общую оценку работы рецензентом;
5) недостатки, недочеты работы;
6) выводы рецензента и оценку.
Отзыв дает только общую характеристику работы без по-дробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издатель-стве или на соискание ученой степени.
Типовой план для написания рецензии и отзывов
Предмет анализа. В работе автора..., В рецензируемой ра-боте... В предмете анализа....
Актуальность темы. Работа посвящена актуальной те-ме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
Формулировка основного тезиса. Центральным вопро-сом работы, где автор добился наиболее существенных (замет-ных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснован-но на первый план выдвигается вопрос о....
Краткое содержание работы.
Общая оценка. Оценивая работу в целом..., Суммируя ре-зультаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизи-ровал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классифи-кация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом яв-лении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, откры-вает... .
Недостатки, недочеты. Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с... .
Выводы. Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее ав-тор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетво-ряет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право... .