Виды общения. Содержание и цели делового общения.
Существуют различные классификации видов общения. Классификация, разработанная С.И. Самыгиным и А.Д.Столяровым (см. Бузунова Л.Г., Маркина Ф.А. Психология общения и деловых отношений. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.М.Носова, 1998) является, на ваш взгляд, наиболее подходящей для выяснения специфики делового общения.
1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремле-ние понимать и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски: вежливость, строгость, безразличие, скромность, участли-вость. Их сопровождает определенный набор выражений лица, жестов, стан-дартных фраз. Маски позволяют скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение – при нем оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если данный объект нужен, то с ним активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают или просто теряют к нему ин-терес.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характе-ра, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не прибегать к помощи слов: друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение к себе, к ситуации.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от со-беседника различными способами - лесть, запугивание, «пускание пыли в гла-за», обман, демонстрация доброты и т.п. в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях. Кодекс светского общения:
1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;
2) одобрение, согласие – «не порицай другого»; «избегай возражений»;
3) симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».
Жизнь постоянно ставит нас в самые различные ситуации, и мы в своей практике, часто неосознанно, используем для получения желаемого результата те или иные виды общения, один чаще, другие - реже.
Коммуникативно грамотный человек, зная о существовании разных ти-пов общения, сумеет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми и добиваться нужного результата.
Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный потребностью в социально-значимой совместной деятельности и направленный на решение социально-политических и производственно-экономических проблем.
Конституирующими признаками делового общения (в отличие от меж-личностного, светского, обыденного) являются:
1. Содержание делового общения – это обсуждение и решение соци-ально-значимой проблемы;
2. Партнеры в деловом общении – это личности, заинтересованные в совместной деятельности.
3. Профессиональная компетентность – необходимое условие успеш-ных деловых контактов.
4. Партнеры должны иметь полномочия от своих организаций для об-суждения и решения деловых проблем.
5. Главной целью делового общения является продуктивное сотрудни-чество.
Различают непосредственное (прямое) деловое общение и косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В непосредственном общении наиболее полно действуют его социально-психологические механизмы.
Деловое общение реализуется в различных формах (жанрах): деловые беседы, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.