Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, посколь-ку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует.
Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видов речевой деятельности и вербальных поведенческих реакций человека вообще и ребенка (школьника) в частности имеет важное методологическое значение для адекватной научной оценки исследуемого явления, а также для определения эф-фективных приемов коррекции речевого поведения и разработки коммуникативных стратегий, гармонизирующих речевое общение.
Поэтому одной из основных задач нашего исследования является попытка сформулировать "рабочее" определение вербальной агрессии, на которое мож-но будет опереться в практических исследованиях.
Как уже говорилось, сложность определения понятия "вербальная агрессия" заключается, прежде всего, в том, что ее нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение - этот термин употребляется применительно к самым разнообразным действиям. Проявления вербальной аг-рессии весьма неоднородны по мотивации, ситуациям проявления, формам вы-ражения, результатам и т.д. Поэтому, прежде всего, рассмотрим, как в совре-менной науке определяется агрессия как явление в целом и чем оно отличается от смежных явлений - агрессивности и враждебности.
Понятие агрессии в современных научных исследованиях
Необходимо последовательно разграничивать понятия "агрессия" и "агрессивность", которые зачастую выступают в одном и том же контексте как взаимозаменяемые, что не вполне корректно. Так, Л.М. Семенюк справедливо определяет агрессию как "специфическую форму поведения; процесс, имеющий специфическую функцию и организацию" (76, С.2); а агрессивность как "психическое свойство личности; некоторую структуру, являющуюся компонентом более сложной структуры психических свойств человека". (76, С.2)
Необходимо также отличать агрессию от враждебности, что поддерживает-ся большинством исследователей, в частности А. Бассом и К.Е. Изардом. А. Басс под агрессией понимает реакцию, проявляющуюся "внешне", активно по отношению к конкретным лицам; "ответ, содержащий стимулы, способные при-чинить вред другому существу"; под враждебностью - более узкое по направ-ленности состояние; реакцию, суть которой заключается в том, что личность занимает в целом негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим; "скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий". (Цитируется по источникам (76, С.8) и (3, С.61), так как исследование не переведено на русский язык).
Данное положение подтверждают также наблюдения автора настоящей рабо-ты за речевым поведением учащихся. Так, для них весьма характерна агрессия без враждебности, когда обижают человека, но не питают к нему агрессивных чувств. Например, ученика могут дразнить, придумывать ему обидные клички только из-за необычной фамилии. С другой стороны, в среде школьников мож-но наблюдать проявления враждебности без агрессии, когда агрессору заранее известны последствия его агрессии - неодобрение учителя, наказание родителей, порицание одноклассников и т.д. Например, в целом негативное отношение уче-ника к данному учителю, выражающееся в уклонении от выполнения домашней работы, прогулах уроков и т.п.
К.Е. Изард определяет враждебность и агрессию следующим образом: "враж-дебность - это сложная форма аффективно-когнитивной ориентации. Она со-стоит из набора различных взаимодействующих эмоций, влечений и аффектив-но-когнитивных структур" (22, С.300); агрессия - это "враждебное действие или поведение". (22, С.302) Таким образом, враждебность рассматривается Изардом как сложное мотивационное состояние, а агрессия - как следующее из него поведение. Кроме того, подчеркивается, что враждебность является состоянием, которое "не включает в себя словесной или физической активности" (22, С.302), а агрессия представляет собой именно "физический акт". (22, С.302) Примечательно, что в это понятие Изард включает речь.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ