СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ С УЧЕТОМ КАЧЕСТВА
Под качеством продукции в экономико-статистическом аспекте, по нашему мнению, наиболее целесообразно понимать степень удовлетворения потребности конкретного потребителя каждой единицей данной продукции. Причем степень удовлетворения зависит от совокупности свойств этой продукции и проявляется в заданных условиях потребления.
Статистическое измерение качества продукции предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной продукции путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения. Поскольку процесс измерения качества освоенной, повседневно выпускаемой продукции имеет вероятностный характер, по нашему мнению, целесообразно применять методы математической статистики в исследовании проблемы измерения и оценки качества продукции.
Качество продукции можно охарактеризовать с двух сторон: производственное качество – это совокупность свойств продукции, произведенной в соответствии с требованиями стандартов, и потребительское качество – это конкретный результат потребления, обусловленный производственным качеством и проявляющийся в неизменных условиях потребления. Зависимость между потребительским и производственным качеством может быть выражена соответствующими корреляционными уравнениями. Использование корреляционных уравнений связи между потребительским и производственным качеством продукции положено в основу совершенствования существующей практики учета качества и создания единой системы экономико-статистического измерения качества продукции диверсифицированного корпоративного объединения.
Для создания такой системы в экономической статистике была разработана "Примерная методика сводной экономико-статистической оценки качества продукции массового производства" и "Методика экономико-статистической оценки качества важнейших видов промышленной продукции", которые интенсивно применялись в доперестроечные времена, но в настоящее время их роль незаслуженно снизилась. Мы считаем, что необходимо возобновить применение указанных методик с учетом специфики диверсифицированных корпоративных объединений, действующих в условиях практически рыночной экономики. Для этого рассмотрим указанные методики подробнее.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ