Историко-философский контекст проблемы человека в прагматизме У.Джемса
У.Джемс в работе, названной "Некоторые проблемы философии" ("Some problems of Philosophy"), незавершенной и опубликованной только после его смерти в 1910 году, в главе "Философия и ее критики" путем краткого историко-философского анализа указал на две существенные черты, с его точки зрения, философской сферы знания: нестабильность философского познавательного процесса, который можно отождествить с "человеком мыслящим" и антидогматизм философии, предоставляющей своеобразный "кредит" науке в виде вобрания в себя всего "остатка" нерешенных наукой проблем" ("the residium of unanswered problems").
Мне представляется интересным и важным коротко изложить взгляд самого У.Джемса на историко-философский процесс, прежде чем пытаться определить его собственное место в нем. Возражая тем "научникам", которые не видят никакого "теоретического прогресса" в развитии философского знания, и, безусловно, не представляют никакого практического приложения для философии, У.Джемс сравнивал науку лишь с "ветвями дерева-философии". Решение той или иной познавательной проблемы означает перевод ее в сферу науки, по мысли Джемса, тогда как за философией остается извечное право сохранения "остатка нерешенных вопросов". Только психологию и общую биологию можно считать
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ