Необходимость разработки методологии определения приоритетов аграрной политики
Необходимость разработки методологии определения приоритетов аг-
рарной политики как ключевой проблемы, от решения которой зависит дол-
госрочное развитие отраслей АПК России, выявилась в ходе многочислен-
ных дискуссий о причинах неудач кардинальных преобразований 90-х гг.
Поскольку анализ последствий невозможен без анализа целей, рассмотрим в
этом ключе некоторые итоги данной аграрной реформы.
Начиная с 1992 г. в АПК России проводилась поэтапная либерализация
цен и реформирование аграрных отношений, роль Государства сокращалась
и к 1996 г. была сведена к минимуму. Разрушены системы централизованно-
го сбыта и снабжения, выбор специализации и партнеров по бизнесу стал
зависеть от хозяйствующего субъекта. В первом полугодии 1992 г. еще дей-
ствовали административные ограничения цен на некоторые социально зна-
чимые продукты питания, но и они были отменены как неэффективные. В
1993-1995 г.г. предпринимались меры косвенного ценового регулирования.
Так, ценовые дотации и компенсации, составлявшие в 1992 г. 26,9% от об-
щей стоимости сельскохозяйственной продукции, в 1994 г. не превысили
17%, а их фактические выплаты в 1995 г. оцениваются в 8,3%.1 Однако, даже
с учетом дотаций сельскохозяйственное производство оставалось низкорен-
табельным. Дотации лишь способствовали некоторому смягчению кризис-
ной ситуации на селе.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ