Сущность франчайзинга
Термин «франчайзинг» происходит от английского слова franchising, озна-
чающего «льгота», «привилегия». Наибольшее распространение франчайзинг по-
лучил в ХХ веке. Но до сих пор не сложилось единого и четкого определения этого
понятия, полностью охватывающего все аспекты данной формы экономических от-
ношений.
В литературе представлены самые разнообразные трактовки франчайзинга.
Так, например, в Практикуме по франчайзингу для российский предпринимате-
лей франчайзинг рассматривается, во-первых, как «форма продолжительного
делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет
индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию
(франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставле-
ние услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории,
на срок и на условиях, определенных договором» и, во-вторых, как «процесс
создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владель-
цев независимых предприятий»1. По мнению других авторов, франчайзинг —
это «соглашение, при котором производитель или единоличный распространи-
тель продукта или услуги, защищенных товарным знаком, дает эксклюзивные
права на распространение на данной территории своей продукции или услуг
1 Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / Под. ред. С.А. Силинга. — СПб., 1997. —
С.12
12
независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение
от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производствен-
ных и обслуживающих операций»1.
В материалах Российская ассоциация франчайзинга франчайзинг трактует-
ся как «система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также техноло-
гий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между
юридически и финансово независимыми сторонами — Франчайзером и Фран-
чайзи. При этом Франчайзер передает Франчайзи право и налагает обязательст-
ва вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзера. Эти права влекут за
собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое
вознаграждение, использовать торговую марку и/или товарный знак Франчай-
зера, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие
права на производственную и/или интеллектуальную собственность при про-
должительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса
со стороны Франчайзера в рамках и в период действия специально заключенно-
го обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора»2.
В представленных определениях можно выделить три ключевых элемента:
франшиза, франчайзер, франчайзи.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ