Опыт применения образовательного франчайзинга
Образовательные услуги это пример многоканального распределения. Од-
нако невозможность накопления товарных запасов создает значительные огра-
ничения в выборе канала распределения. Каналы распределения характеризуют
собой способ предоставления услуги или продажи продукта, путь, по которому
товары движутся от производителя к потребителю.
Основным каналом распределения образовательных услуг являются пря-
мые продажи, но использование этого канала в качестве единственного может
существенно ограничивать рынок реализации образовательных продуктов.
Возможными решениями этой проблемы может быть использование посредни-
ков (агентов) и франчайзинг.
Посреднические услуги в образовании широко распространены за рубе-
жом. Например, в Греции, известной высокими цифрами количества студентов,
выезжающих на обучение прежде всего в Великобританию и США, образова-
тельные организации на основе специальных соглашений с принимающими ву-
зами проводят набор студентов и предоставляют им дополнительные услуги в
виде программ подготовки в вузы, изучения английского языка и подготовки к
квалификационным экзаменам. В Великобритании существуют учебные заве-
дения, специализирующиеся на таких видах деятельности и предлагающие та-
кие услуги иностранным гражданам, желающим учиться в английских вузах.
Если рассматривать практику применения франчайзинга в учебных заве-
дениях Великобритании, то следует отметить, что изначально термин «образо-
47
вательный франчайзинг» использовался достаточно широко, охватывая ряд ас-
пектов сотрудничества институтов дальнейшего1 и высшего образования,
включая аккредитацию и совместные курсы. Нынешнее общее определение
термина более конкретно и используется для описания преподавания курса или
его частей в учебном заведении, отличном от того образовательного центра, где
этот курс был разработан и утвержден.
В настоящее время в Англии образовательный франчайзинг стал наиболее
быстро расширяющейся сферой сотрудничества дальнейшего и высшего обра-
зования. К 1991/1992 учебному году количество высших учебных заведений,
участвовавших во франчайзинге, составило 40%. На следующий год цифра дос-
тигла 56%. Число студентов, задействованных во франчайзинговых програм-
мах, выросло за тот же период с менее чем 10 000 чел. в 1991/1992 учебном го-
ду до 34 919 чел. в 1992/1993 году, так что рост в течение года составил 250%2 .
Лидерами во франчайзинге стали университеты, целью которых было увеличе-
ние доступности высшего образования.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ