Правовая охрана рационализаторских приложений
Понятие и признаки рационализаторского предложения. Наряду с изобретениями и полезными моделями большую роль в совершенствовании применяемой техники и технологий играют рациона¬лизаторские предложения, которые являются самым массовым объектом технического творчества. По приводимым в литературе данным, на долю рационализаторских предложений в недавнем времени приходилось почти 70% общей экономики, полученной от исполь¬зования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве России.1
К признакам охра¬носпособного рационализаторского предложения относятся: а) техниче-ское решение; б) новизна; в) полезность. Прежде всего, рационализаторское предложение в соответствии с п. 63 Положения 1973 г. должно быть техническим решением задачи.
Это условие считается выполненным, если в предложении и поясняющих его материалах имеются данные, необходимые и достаточные для практиче¬ского осуществления предложения с помощью известных приемов конст¬руирования (проектирования).2
С другой стороны, рассматриваемый критерий требует, чтобы решение задачи носило технический характер. К ним относятся:
а) изменение конструкции изделий или применяемой техники, напри¬мер, предложение по изменению размеров деталей и узлов, их иному взаиморасположению, исключению отдельных элементов конструкции и т.д.;
б) изменение состава материала, например, изменение количественно¬го и качественного соотношения ингредиентов, входящих в состав мате¬риала, исключение или введение новых компонентов и т.д.
Указанные объекты являются наиболее типичными рационализатор¬скими предложениями, так как они направлены на модернизацию и усовершенствование применяемой техники и технологии.
Ограничение круга рационализаторских предложений лишь техниче¬скими решениями, характерное для советского законодательства с 1973 г., было поколеблено постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР» от 22 июня 1991 г. В соответствии с п. 5 указанного постановления поощрение авторов может осуществляться «не только за предложения, имеющие технический характер, но и за другие предложения (организаци¬онные, управленческие и т.п.), являющиеся новыми для предприятий и приносящие реальную экономическую или иную пользу».
Пока не приняты новые нормативные акты по рационализации, можно только строить предположения, произошло ли в связи с этим расширение понятия «рационализаторское предложение» за счет включения в него любых полезных, а не только технических решений либо наряду с рацио¬нализаторским предложением как техническим решением задачи появился новый объект в виде полезного организационного решения. Важно, что эти решения вновь, как и раньше, в периоде 1931 по 1973 годы, становятся охраноспо¬собными.
Вторым признаком рационализаторского предложения является его новизна. В отличие от изобретений и полезных моделей, которые должны обладать мировой новизной, к рацпредложениям предъявляется требование местной новизны, т.е. новизны в пределах тех предприятий, которым оно подается. Разумеется, если конкретное предложение обладает мировой новизной, это не будет препятствием для его квалификации как рациона-лизаторского, если по каким-то причинам оно не оформляется в качестве изобретения или полезной модели.
Вся работа доступна по ССЫЛКЕ