Вопрос о компетенции государственного органа или должностного лица относится к числу базовых в юридической науке и политической практике. Ответ на него позволяет определить, как и в какой мере тот или иной институт государственной власти выполняет свою социальную роль в государстве, каковы его взаимоотношения с иными центральными и местными государственными институтами .
Слово «компетенция» (от лат. competere) означает добиваться, соответствовать, подходить. В юридической энциклопедии компетенция определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях . Иными словами, в самом общем виде под компетенцией понимают совокупность полномочий, при этом считается, что полномочия депутата состоят из его прав и обязанностей .
Подобное понимание компетенции широко применяется в современной юридической литературе по государствоведению и парламентаризму, которая полна разнообразных формулировок, обозначающих деятельность тех или иных органов и должностных лиц: «функция», «компетенция», «полномочия». При этом предполагается, что эти термины употребляются как элементы вышеуказанной конструкции, согласно которой компетенция есть юридическое выражение функций, а ее структура складывается из полномочий. Подобная конструкция впервые возникла в советский период развития отечественного государствоведения. Так, Б.М. Лазарев в 1972 г. отмечал, что компетенция органа управления — это система его полномочий, то есть субъективных прав и обязанностей особого рода . Некоторые современные авторы понимают компетенцию так же. Наиболее полно такое понимание «компетенции» раскрыл М.В. Баглай, говоривший о компетенции парламента. Он дал этому понятию следующее определение: «…компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти» .
Если принять данную позицию и определить понятие «компетенции» как совокупность полномочий, то под компетенцией депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации следует понимать объем полномочий депутата, через которые раскрываются его основные функции. Очевидно и то, что основная функция депутата, то, ради чего его выбирали в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, — реализация основных функций этой парламентской структуры.