Рассмотрим проблемы создания условий учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе.
Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности педагогу нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. В последние годы группа исследователей под руководством С. Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе проблемно–развивающего обучения. На сегодняшний день эти рекомендации считаются общепринятыми в мировом научно–педагогическом сообществе.
Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы учащиеся были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях – соучащимися, педагогами. Их не должно тревожить, будут ли приняты или не будут ли осмеяны их сообщения. Они не должны бояться сделать ошибку.
Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя поместить и зафиксировать их, чтобы в последствии пояснить, упорядочить и использовать.
Воздержаться от оценок. Благодаря ему учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.
Дать возможность умственной разминки. По началу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться не привычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).
Поддерживать живость воображения. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование – признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявление фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления.
«Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, педагог вместе с учащимися помнит, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
Устранять внутренние препятствия для мышления. Педагог создает такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может решаться педагогами на занятиях по изобразительному искусству или литературе, но в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.
Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть это развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.