ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ
С целью упорядочения системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, обеспечения координации всех ее направлений, и снижения неэффективных расходов федерального бюджета всю поддержку целесообразно сконцентрировать в двух фондах. Это позволит устранить необходимость оценки потребности в финансовой поддержке регионов при формировании Федеральных программ, государственных инвестиций и т. п.
При этом система бюджетного выравнивания может строится только на разделении текущего и капитального бюджетного выравнивания. Это обусловлено принципиальной разницей между финансовой поддержкой по текущим и по капитальным бюджетным расходам. Регион с неразвитой социальной инфраструктурой неизбежно получит меньшую поддержку по текущим и большую по капитальным расходам и наоборот. Следовательно, указанные фонды должны существовать независимо друг от друга и распределяться на основе разных методик.
Иногда высказывается мнение, что капитальное выравнивание возможно только после выхода экономики из кризиса. Однако, как уже отмечалось выше, реально выравнивание по капитальным вложениям в социальную сферу осуществляется в настоящее время на основе несистематизированных и нерегламентированных форм.
Финансовую поддержку по текущим бюджетным расходам целесообразно осуществлять только на основе Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР).
Финансовую поддержку по капитальным вложениям в социальную сферу субъектов Российской Федерации целесообразно осуществлять только на основе Фонда регионального развития (ФРР).
Одновременно для решения оперативных вопросов финансовой поддержки используются резервные фонды Президента и Правительства РФ, а также бюджетные ссуды выделяемые, как правило, по ставкам, не ниже ставки рефинансирования.
Все перечисленные выше формы четко фиксируются при принятии федерального бюджета и не могут быть изменены в течение года. Исключение составляют резервные фонды и бюджетные ссуды, для которых законодательно фиксируется только максимальная величина, а получатели определяются в ходе исполнения бюджета.