Анализ финансирования образования в регионах
Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.
Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.
Общеобразовательные школы в подавляющем большинстве находятся в ведении муниципальных образований, а также в ведении субъектов Российской Федерации и соответственно финансируются из их бюджетов и местных бюджетов. Роль федерального бюджета как источника денежных средств для этих уровней образования близка к нулю.
В последние годы продолжила сохраняться значительная дифференциация в удельных расходах на образование по субъектам Российской Федерации. В общем образовании уровень дифференциации указанных расходов по регионам России составляет до 16,5 раз (39).
Вместе с тем с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг дифференциация расходов в расчете на одного учащегося сократилась почти в два раза. По мнению ряда экспертов Министерства финансов Российской Федерации, это означает, что политика выравнивания социальных расходов, проводимая Министерством финансов Российской Федерации с конца 90-х годов, дала свои результаты. Однако, в 2004 году, когда этот показатель вновь стал увеличиваться, отмечалось, что снижение дифференциации социальных расходов не является самоцелью: задача бюджетной политики состоит в том, чтобы обеспечить рациональное использование бюджетных средств в регионах и внедрить принципы бюджетирования, ориентированного на результат.
В сфере общего образования, приведенные на основе региональных коэффициентов стоимости бюджетных услуг, расходы на образование в расчете на одного учащегося должны если не совпадать, то различаться незначительно. Только такой подход позволяет обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России и выполнение федерального образовательного стандарта общего образования.
Выделение субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам на образовательный процесс привело к обострению вопроса о принципах распределения выделяемых бюджетных ассигнований и фактически именно это дало реальный импульс к переходу на нормативный подушевой принцип финансирования общего образования. Субвенции местным бюджетам на образовательный процесс стали постепенно рассчитываться исходя из численности учащихся в том или ином муниципалитете, т.е. по подушевому принципу.
Вся работа доступна по Ссылке