Исходные начала организации и деятельности государственной власти
Социальный характер государственной власти, ее природа рассматри-вались в главе об основах конституционного строя. В данной главе речь идет о другом — об основах организации и деятельности государ¬ственной власти в Российской Федерации, о тех принципах, которые имеют при этом основополагающее значение. Детально же организа¬ция и деятельность различных органов государственной власти (Пре¬зидента и Правительства РФ, парламента, судов и др.) рассматривают¬ся в последующих главах.
Организация и деятельность государственной власти в России оп-ределяется четырьмя исходными факторами: ее народной природой; федеративным устройством страны; единством государственной влас¬ти и разделением ее ветвей; сочетанием мероприятий власти «сверху» и инициативы «снизу», со стороны граждан и их различных объедине¬ний, создающих импульсы для деятельности власти, в том числе для совершенствования организации и методов работы самой власти.
Народное начало в организации и деятельности государственной власти в наиболее концентрированной форме выражено в ст. 3 Кон¬ституции РФ. В ней говорится о суверенитете народа, о том, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону. Принцип народного начала по¬вторен в аналогичных формулировках во всех конституциях и уставах субъектов РФ. В самом обобщенном виде он характеризуется форму¬лировкой, данной выдающимся Президентом США А. Линкольном: правление народа, созданное народом и действующее для народа (воз¬можен и более краткий перевод, но мы использовали детальный, чтобы были восприняты все нюансы). Сказанное относится и к госу¬дарственной власти субъектов РФ. Народная природа государственной власти обусловливает использование различных институтов прямой и непосредственной демократии, демократических методов деятельнос¬ти, о которых говорилось выше.
Другим исходным фактором является федеративное устройство России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государст-венной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федера¬ции, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах го¬сударственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3,7,11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоми¬нается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во всех конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Консти¬туции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской об¬ласти 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Су¬ществование на одной территории двух государственных властей пред¬полагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятель¬ности (а также совместную сферу). Это — размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетаю¬щееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает мно¬гие особенности в структуре и деятельности государственной власти и на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов. Об этом также го¬ворилось выше.
Третий фактор — это необходимость осуществления единой госу-дарственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб¬ную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.
Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания го-сударственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государствен¬ная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспектах. В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Феде¬рации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть многонационального народа России, с другой — народа одного из 89 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, вы¬ступающих как целостность вовне и внутри Федерации. Каким бы об¬разом ни была организована и какими бы специфическими методами ни действовала государственная власть Федерации и ее субъектов, она всегда характеризуется наиболее общими принципами организации и деятельности. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федера¬тивное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное един¬ство властей, связанное с федеративным характером государства.1
Вся работа доступна по Ссылке