Одаренность как комплексная проблема современного образования
Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное
значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как
стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление №
1248 по работе с одаренными детьми, в котором в частности говорится: «Ни
одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие
своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как
расточением человеческих ресурсов названо быть не может. …Одаренным
детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в
полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо
всего общества».
Многолетняя кризисная ситуация в России негативно отражается на
образовательном и интеллектуальном уровне населения, сопровождается
утечкой интеллектуальных и творческих ресурсов, снижением
заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов для
выявления и социализации одаренных детей. В сложившейся ситуации
выявление, поддержка, социализация одаренных детей как генетического
фонда страны становятся приоритетной задачей государства и общества в
целом [96].
Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием
условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию
их потенциальных возможностей и социальную защиту, стала федеральная
целевая программа «Одаренные дети» [82, С.4-11] как составная часть
президентской программы «Дети России» [174; 175].
Необходимо отметить, что организация работы по реализации названных
программ является ответом государства на потребности общества и его
граждан.
15
Проблема одаренности носит комплексный характер, поскольку в ней
пересекаются интересы государства, общества, личности и различных научных
направлений [239, С.87]. Сложность и специфика работы с одаренными детьми
требуют привлечения к ее осуществлению различных специалистов –
педагогов, психологов, социологов, учителей-практиков, деятелей культуры и
спорта, менеджеров в области образования и др. [144, С.5].
По словам Д.Б.Богоявленской [150], работа с одаренными детьми не
может основываться только на эмпирическом опыте. Она должна иметь в своей
основе серьезные научные и научно-методические разработки, которые
обеспечивают решение таких проблем, как выявление, обучение и развитие
одаренного ребенка. Именно поэтому в программе «Одаренные дети» в
качестве одной из основных указана задача ее теоретического и научно-
методического обеспечения.
С психологической точки зрения [13; 46; 50; 57; 69; 115; 116; 132; 139;
182; 219 и др.] одаренность представляет собой сложный объект, в котором
неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая,
мотивационная, психофизиологическая и другие сферы личности человека.
Сложность феномена одаренности и обусловливает специфику работы с
носителями этой одаренности. В этом процессе постоянно возникают
педагогические и психологические трудности, связанные с разнообразием
видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и
методов ее определения, вариативностью современного образования, а также
чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно
подготовленных к работе с разными категориями одаренных детей в
образовательных учреждениях разного типа [158, С.110].
Вся работа доступна по Ссылке