Особенности индивидуализации в преподавании математики
В настоящее время происходит сокращение времени отводимого учебными планами на изучение традиционных курсов (в том числе и математики), которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся ситуация осложняется также и наличием противоречия между требованием обучить всех учеников практически на одинаковом уровне и наличием многогранных индивидуальных особенностей, обуславливающих неравномерность усвоения каждым учащимся предлагаемого программного материала. Те меры, которые были предприняты с целью разрешения возникшей проблемы (изыскан резерв времени для введения факультативных курсов, организация работы школ и классов с углубленным изучением предмета и др.), оказались недостаточными для изменения сложившейся практики.
Повышению эффективности обучения математике может способствовать решение проблемы индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения математике предполагает «органическое единство индивидуальной и коллективной деятельности школьников»[22].
При организации познавательной деятельности учащихся первостепенная роль принадлежит учителю. Учитель направляет деятельность учащихся, руководствуясь учебными программами. На всех этапах обучения учащихся в условиях классно-урочной формы обучения учитель выступает как руководитель деятельности коллектива и как руководитель познавательной деятельности каждого из учащихся в этом коллективе. Учитель в соответствии с задачами обучения и воспитания сам выбирает совокупность различных приемов, средств для организации познавательной деятельности учащихся с целью повышения самостоятельности и творческой активности каждого из них.
Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.