Снособы выражения оценки мужчинами и женщинами на лекенчееком уровне
Оценка как лингвистическая категория находит свое выражение при
помощи различных средств - фонетических, лексических, морфологических,
синтаксических. Каждый уровень языковой структуры способен выражать
оценку своим специфическим способом. Однако, одним из основных уровней,
обладающим способностью представления аксиологических отношений с
помощью различных специфических средств, является лексико-семантический.
Лексико-семантический уровень языковой системы представлен тремя
основными лексическими разрядами: существительными, прилагательными и
глаголами. Имена предметные (существительные) выражают
^ субстанциональное значение, имена признаковые (глаголы и прилагательные) —
несубстанциональное значение. Отличие признаковых имен от предметных
заключается не только в способе языкового выражения их лексических
значений, а также в выполняемых ими функциями. Предметные имена
(существительные) выполняют номинативно-классификационную ф5пнкцию, в
то время как признаковые имена (глаголы и прилагательные)
специализируются на коммуникативной и речемыслительной функциях
[Уфимцева 1982: 198].
Существительные характеризуются автономной семантикой, когда
соответствующее предметное значение закрепляется за определенным именем,
1 ^ которое является вполне самодостаточным. Глаголы устанавливают с
предметными именами собственно предикатные отношения, формируя
законченную мысль, высказывание. Отличительной особенностью
прилагательных, выражаюпщх своими значениями свойства предметов, оценки
их качеств людьми, является непомерно широкий смысловой объем
103
прилагательных, сочетающихся с предметными именами разной степени
абстракции. Это объясняется тем, что в окружающей предметной
действительности гораздо больше свойств, качеств, прагматических и
эмоциональньгх: оценок, чем самих предметов, событий, лиц, которым они
принадлежат или номинально приписываются [там же: 197].
Имена прилагательные занимают особую "серединную" позицию среди
других лексико-грамматических классов слов. Они и структурно и
содержательно ближе стоят к существительным, но, будучи наделенными
свойством предицирования, они приближаются к глагольным признакам. Эта
особенность выражается в выполнении прилагательными двух функций;
атрибутивной и предикативной.
Так, в английском языке атрибутивные прилагательные характеризуются
большей частотностью иснользования, чем предикативные прилагательные. В
основном они функционируют в художественной литературе и диалогической
речи [Longman Grammar: 511]. Среди атрибутивных прилагательных
семантически выделяются оценочные прилагательные, которые наиболее часто
встречаются в вышеобозначенных речевых сферах: That's а good film. Не had
this really nice cap [Longman Grammar: 513]. Область семантического
применения прилагательных в предикативной ф5шкции также главным образом
относится к оценке. Это обусловливает тот факт, что эмоционально-оценочные
прилагательные {good, bad, lovely, glad, happy и т.п.) являются наиболее
распространенным лексико-грамматическим классом слов в диалогической
речи и художественной литературе [там же: 516].
Таким образом, вещественное содержание большинства имен
прилагательных складывается не только из денотативных и сигнификативных
семантических признаков, но также включает и оценочный признак. Для
прилагательных как класса слов характерно наличие субъективно-оценочных
значений и соответствующих коннотаций. Таким образом, в самой семантике
прилагательных оказываются связанными собственно семантический и
104
прагматический планы высказывания. Если для других частей речи
семантический и прагматический аспекты, как правило, разъединены, и связь
их реализуется в высказывании, то у прилагательных взаимодействие этих двух
аспектов отражается в самих их значениях.
Вся работа доступна по Ссылке