У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Базовое противоречие и его оформление как движущая сила смены возрастов, на основании анализа возрастных теорий

     

      Категория возраста широко обсуждалась и обсуждается в отечественной и зарубежной психологии.

      «Возраст», по мнению К.Н.Поливановой, « это эмпирическое понятие, то есть понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Такое обобщение существует исходно в самих наших представлениях о жизни и о ребенке. Если это эмпирическое понятие становится предметом анализа и исследования, возникают возрастные теории онтогенеза. И тогда, эмпирическому понятию «возраст», начинает соответствовать какое-то научное понятие.» (22.стр.15.) В различных психологических школах обсуждается два основных вопроса: о содержательной нагруженности того или иного возраста и о механизмах, лежащих в основе смены одного возраста другим.

      Далее, в нашей работе, мы обратимся к тому, как эти вопросы рассматриваются в таких психологических направлениях, исследующих процесс взросления, как культурно- историческая концепция Л. С. Выготского и психоаналитическая традиция, начавшаяся с ортодоксального психоанализа З. Фрейда и продолженная, в частности Э.Эриксоном. Можно заметить, что все исследователи возраста всякий раз обнаруживают в основе возрастной динамики противоречия. Л.С.Выготский указывает на противоречие между изменившейся личностью ребенка и непоспевающей за этими переменами структурой сложившихся социальных отношений. Можно сказать, что кризис возникает тогда, когда действия ребенка, имеющие в своей основе специфичные именно для наступившего возраста основания, а поэтому уже «другие» действия, не находят соответствующего отклика у социума. Тогда кризис – это отсутствие соответствия между условиями развития процесса и самим развивающимся процессом. Либо должны измениться условия (по Выготскому : «смена социальной ситуации развития»), либо тормозится сам процесс – это те самые негативные проявления кризиса, инфантилизация, «скатывание» ребенка на предыдущий возраст.

      Противоречие, которое обсуждают исследователи в рамках культурно – исторической концепции, в частности, К.Н.Поливанова, это противоречие «не ребенка и внешней системы отношений, а противоречие внутри логики развертывания отношений реальной и идеальной форм». Вероятно, что здесь речь идет о расширяющейся потребностной сфере и смещении внимания ребенка на новую для него область человеческих отношений – «возникновение представлений об идеальной форме.» Внешняя форма взаимоотношений более доступна для ребенка, чем их суть, их смысл, содержание, и ребенок пытается «непосредственно реализовать свои идеализированные представления об идеальной форме». Далее происходит соотношение желаемого с собственными способностями и рефлексия последних. (22.стр.37.)

      Проблема базового конфликта в ортодоксальном психоанализе описывается как столкновение импульсов «Оно»( бессознательного содержания ) и контроля «Супер – эго», осуществляемого за счет четких форм осознания. Оформление бессознательного материала – «первичное вытеснение» ведет к усилению «Эго». А вот вторичное вытеснение – это следствие блокированного социумом развивающегося процесса, его исторжение из сознания и, как следствие, невозможность им овладеть, он так и остается неоформленным, временами напоминая о себе невротической симптоматикой.

      Для Э.Эриксона возрастное противоречие обусловлено психосоциальным кризисом (поворотным моментом), присутствующем на каждом этапе развития, когда индивидуум должен решать задачи, выдвигаемые социумом. Положительное решение этих задач приводит к выстраиванию Эго- идентичности в данном возрасте, неразрешение- к тому, что в развивающееся Эго встраивается негативный компонент.

      Теперь, собственно, перейдем к этому процессу оформления какого – то материала сознанию как ко второму общему в перечисленных концепциях пункту.

      Такое оформление – средства и условие для выхода на новую возрастную ступень. Для психоанализа это выглядит как реализация культурой (или Супер – эго) своей власти над импульсами «Оно» и функционирование «Эго» – осознание прежде всего этого конфликта. Последнее позволяет разрешить его адекватно. Осознание – это вербализация «соединение с соответствующими словесными представлениями». Таким образом, либидо приобретает форму и представительство в культуре и поэтому может развиваться дальше. Э.Фрейд говорит об «объекте» либидо как о том, посредством чего влечение достигает своей цели, то есть по сути – это способ реализации влечения. Тогда, если в каждом возрасте либидо загружено своим «объектом», то, следовательно, смена возраста связана с появлением нового способа удовлетворения желания. На ранних стадиях детства социум оформляет либидо для самого ребенка как традиционно выдержанный способ обращения с его телом и органическими проявлениями. Это и есть овладение новыми способами реализации либидо – залог успешного взросления. В концепции Л.С.Выготского ведущую роль в процессе оформления переживаний играет речь, язык. А он неразрывно связан с производимым обобщением.

      «Когда обобщение достигает определенного уровня развития, старая ситуация сама себя аннулирует и мы имеем дело с критическим возрастом»(9.стр.357.). Подчеркнем один момент, являющийся принципиальным в понимании этих процессов. «Благодаря слушанию речи взрослых, ребенок имеет гораздо более активный фон речи, чем те фигуры, которые есть в его распоряжении.» (9.стр.360.) Как только возникает фонема со своим фоном, возникают и аналогичные структуры, то есть восприятие идет структурно. Овладев структурой отношений в одном частном случае, ребенок овладевает структурой в целом.

      Теперь проведем аналогию с любым переходом в новые социальные отношения. Реализуя конкретные действия по построению конкретных отношений (параллельно с необходимостью в первоначальном «наглядном образе») ребенок схватывает их смысл в доступной для него форме. При этом неизбежно возникает их обобщение, как при всяком обозначении. А это, в свою очередь, позволяет переносить схваченный в обозначении конкретных отношений смысл на весь этот пласт, распространяя его на всю область и дает основания говорить об овладении этой сферой отношений и выходе к новой.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.