У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Развитие представлений о посредничестве в культурно- исторической концепции

     

      Л.С.Выготский в своих работах напрямую понятие посредничество не рассматривает. Но центральное значение в разработанной им концепции психического развития имеет идея о том, что источником развития в детском возрасте является социальная среда. В этом смысле человек есть существо социальное, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

      Эти идеи имплицитно содержатся уже при исследовании высших психических функций. Согласно Л.С.Выготскому, высшие психические Функции первоначально возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества ребенка с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию «…структура высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми. Эти структуры ничто иное, как перенесенные в личность овнутренние отношения социального порядка, составляющая основу социальной структуры человеческой личности. Природа личности социальна.»(9.стр.165.)

      В начале всякая высшая форма поведения усваевается ребенком с внешней стороны. С объективной стороны эта форма поведения уже заключает в себе все элементы высшей функции, но субъективно, для самого ребенка, который не осознал еще этого, она является натуральным, природным способом поведения. Только благодаря тому, что другие люди наполняют натуральную форму поведения известным социальным содержанием, она для других раньше , чем для самого ребенка приобретает значение высшей функции. Наконец, в процессе длительного развития ребенок начинает осознавать строение этой функции, начинает управлять своими внутренними операциями и регулировать их.

      Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, которое не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Л.С.Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. «Среда определяет развитие ребенка через переживание среды…Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка»(9) Л.С.Выготский ввел понятие ключевого переживания.

      Специфику детского развития Выготский видел во взаимодействии между идеальными и наличными формами «Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма уже имело место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной или первичной формы.»(39. Стр.395).

      По Выготскому, движущей силой психического развития является обучение. Важно отметить, что развитие и обучение – это разные процессы. Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения.» Развитие, - пишет он,- есть процесс формирования человека или личности; совершающейся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». (9.стр.167.) Обучение, по Л.С.Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами- то есть через подражание, но затем, пронизывая весь ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Л.С.Выготский относит к сфере подражания «все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов». (9. Стр.170. )

      Л.С.Выготский не останавливался на определении зоны ближайшего развития применительно к другим сторонам личности (помимо развития высших психических функций), но пояснял, что в отношении всех прочих сторон развития дело обстоит совершенно также. «Социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия «идеальной » и наличной форм».(9. Стр.171.)

      Таким образом, в концепции Выготского развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (понимая это слово в самом широком смысле) с другими людьми, которые выполняют по-существу посредническую функцию между идеальной и наличной формами в отношении ребенка.

      Представления Выготского о наличной и идеальной (культурной) формах и их соотношении получили дальнейшее развитие в работах его последователей, в частности , В.И.Слободчикова и Б.Д.Эльконина.

      Вся работа доступна по Ссылке

     

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.