Для согласования спроса с предложением существует несколько методов:
Со стороны спроса:
1. Установление дифференцированных цен может сместить часть спроса с пикового времени на периоды затишья. (Установление низких цен на предвечерние сеансы в кинотеатрах).
2. Намеренное культивирование спроса в период его спада.
3. В периоды максимального спроса предлагать дополнительные услуги в качестве альтернативы для ожидающих своей очереди клиентов (Бар для посетителей, ждущих столика в ресторане).
4. Для управления уровнем спроса ввести систему предварительных заказов (Приобретение авиа- и железнодорожных билетов).
Со стороны предложения:
1. Привлечение временных служащих или служащих на неполный рабочий день в периоды максимального спроса. (Ресторан - в случае необходимости - берет на временную работу дополнительное число официанток.)
2. Установление особого распорядка работ в период пиковой загрузки. В такие моменты служащие выполняют только самые необходимые обязанности. (В периоды максимальных нагрузок врачам помогает средний медицинский персонал).
3. Поощрение выполнения некоторых работ самими клиентами (Упаковка купленных в магазине продуктов).
Резюмируя сказанное выше можно отметить, что при разработке системы предоставления услуг необходимо принимать во внимание ряд факторов:
1. Местоположение предприятия по оказанию услуг в основном определяется местоположением потребителей, а не какими-либо другими факторами.
2. Потребности и желания потребителей обычно идут впереди соображений эффективности.
3. Календарное планирование работ зависит, в основном, от потребителей.
4. Определение и затруднение качества услуг затруднено.
5. Работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями.
6. Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса.
7. Создание запасов продукции в периоды низкого спроса для их использования в периоды пикового спроса обычно не представляются возможным.
8. Эффективность работы служащих с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой служащего.
9. Маркетинг и производство в сфере услуг иногда трудно разделить.
Указанные отличительные особенности услуг делают управление операциями в сфере услуг более трудным делом, чем в промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности, определяют специфику управления и применения маркетинга в данной сфере [3].