Оценка эффективности функционирования службы внутреннего аудита в холдингах
Для обеспечения эффективного развития системы управления холдинга его Совету директоров (Комитету по аудиту) и руководителям исполнительных органов, как правило, требуются показатели и индикаторы работы подразделения внутреннего аудита как прогнозные, так и фактические. Постепенное расширение сферы деятельности внутренних аудиторов, их функционала привело к ситуации, когда использование показателей, которые легко измеримы, например, такие как время, затрачиваемое на проведение внутреннего аудита, количество выполненных аудиторами проверок и число проведенных профилактических мероприятий, сделало подобные подходы уже неактуальными.
Прежде всего, следует отметить, что единого простого решения проблемы оценки качества, эффективности и полезного результата функционирования подразделения внутреннего аудита в настоящее время не существует. Однако в любом случае, по нашему мнению, перед тем как создать подразделение внутреннего аудита или в процессе анализа его деятельности, необходимо сначала составить представление об основных общих составляющих эффективности систем внутреннего аудита.
Как и многие другие корпоративные правила, любую систему внутреннего аудита можно представить в виде равенства, где реальный эффект от такой системы равен сумме качества регламентирующей документации и правил (Р) и мотивации (М) ее применения, умноженной на профессиональные качества людей (Л), эти правила выполняющих [166].
В предложенной модели общей эффективности внутреннего аудита равный вес придается сумме регламентов и мотивации с одной стороны, и профессиональным качествам внутренних аудиторов с другой стороны. Очевидно, что при одинаковых регламентах и системах мотивации эффект систем внутреннего аудита будет выше у одних управленческих команд, чем у других, при этом разница будет зависеть только от профессиональных качеств этих команд.
В изложенных выше параграфах нами были освещены вопросы, касающиеся регламентации (Р) и основных профессиональных качеств внутренних аудиторов (Л), необходимых на наш взгляд для наиболее эффективной организации их деятельности в холдингах. Однако, учитывая вышеизложенное, не менее важную роль при этом играет также правильная мотивация (М) сотрудников подразделений внутреннего аудита.
В данном случае, считаем целесообразным предложить возможный общий пример материальной мотивации (М) внутренних аудиторов, основанный на использовании результатов выполнения определенных показателей их деятельности в рамках холдинга:
премиальное вознаграждение сотрудников является произведением обобщающего показателя на их базовую заработную плату, где под обобщающим показателем следует понимать сумму процентов премиальных выплат, соответствующих выполненным целям.
В свою очередь, выполнение конкретной цели, по нашему мнению, должно складываться из выполнения определенных показателей эффективности деятельности внутренних аудиторов.
Необходимо отметить, что каждая компания, как правило, сама определяет критерии эффективности деятельности службы внутреннего аудита. Целесообразно чтобы при этом состав и целевые значения показателей устанавливал руководитель подразделения внутреннего аудита по согласованию с руководством. Отметим, что основные заказчики (собственники, Совет директоров, высшее исполнительное руководство) могут оценивать деятельность подразделения внутреннего аудита по трем- четырем показателям (и, как правило, по возможности в динамике за период), однако непосредственный руководитель подразделения внутреннего аудита нуждается в более детальном анализе результатов работы внутренних аудиторов и, следовательно, большем количестве показателей.
Исследование различных мнений относительно оценки эффективности функционирования службы внутреннего аудита показало, что ее в целом следует производить исходя из определенной ограниченной группы наиболее важных с точки зрения руководства показателей эффективности деятельности подразделения внутреннего аудита. Например, на сегодняшний момент подобного взгляда придерживаются такие специалисты в области внутреннего аудита как Соколов Б.Н. и Сонин A.M. [169, 175]. Основываясь на данных проведенного анализа, в Приложении 22 нами приведены наиболее распространенные в настоящее время в экономической литературе показатели эффективности деятельности внутреннего аудита. Как видно из Приложения, показатели ввиду их множества распределены в определенные группы (качества, результативности и продуктивности), что позволяет оценить результат в определенном направлении, однако, не сразу соотнести их (в особенности комплексно) при необходимости с определенными целями, стоящими перед конкретным подразделением или сотрудником.
Вся работа доступна по Ссылке