Классификация школьных биологических экскурсий
Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я.Герд, Б.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, А.Н.Мягкова, Б.Д.Комисаров и др. В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько различных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников и др.
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
1.Вводные к изучению соответствующей темы, создающие образную опору для возбуждения интереса к новой теме и последующего изучения сложных вопросов в классе.
Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом;
2. Текущие, проводимые в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках в классе;
3. Итоговые – после изучения одной или нескольких тем – закрепляющие и обобщающие изученный в классе материал. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность.(3)
Вся работа доступна по Ссылке