Содержание стратегии и тактики управления банком
Стабильность банковской системы определяется в значительной мере
стабильностью ее элементов коммерческих банков. Условия стабильного развития
банковского сектора экономики, как мы уже отмечали, лежат в двух плоскостях: на
макроуровне и микроуровне. Одно из центральных мест в системе методов поддержания
стабильности банковской системы и ее целостности на макроуровне принадлежит надзору за
деятельностью кредитных организаций со стороны центрального банка. В то же время
следует заметить, что надзор не должен ущемлять степень свободы функционирования
элементов банковской системы. Более того, даже при условии избрания органами надзора
политики чрезмерной регламентации банковской деятельности рассчитывать на то, что такой
подход способен обеспечить абсолютную безопасность и стабильность банковской системы,
по меньшей мере, наивно. Не случайно, в последнее время все большее предпочтение в
системе мер банковского надзора отдается оценке качества управления кредитными
организациями. На это имеется достаточно оснований. В частности, управление рисками, с
которыми сталкиваются банки на постоянной основе, является прерогативой менеджмента. В
этой ситуации ни одна, даже очень совершенная, система оценочных показателей и
механизмов контроля, избранная органами надзора для выполнения своих функций не может
и не должна заменить менеджмент коммерческого банка и не в состоянии обеспечить
максимальную безопасность функционирования банковской системы. Из этого, по нашему
мнению, следует, что устойчивость и надежность отдельных кредитных организаций
вследствие неэффективного менеджмента может оказаться сомнительной.
192
Другими словами, даже при наличии всех составляющих условий стабильности
банковской системы отдельные кредитные организации оказываются, время от времени,
неспособными продолжать свой бизнес, что на наш взгляд, является подтверждением того,
что существует еще одна группа проблем в области стабильности банковской системы. К
числу таких проблем относится, прежде всего, менеджмент. Одной из составляющих
эффективного менеджмента в кредитных организациях является, на наш взгляд, правильно
выбранная стратегия поведения в постоянно изменяющейся конкурентной среде.
В эпоху, предшествующей дерегулированию финансовой сферы, проблемам
стратегии, целям и задачам управления банком, особенно на национальных рынках, не
уделялось должного внимания. Считалось, что банки действуют, как правило, одинаково и
однообразно. Клиенты, потребители банковских продуктов и услуг, выбирали банк,
преимущественно основываясь на собственных потребностях или исторических традициях и
связях. Стратегия развития банка была ориентирована на внутренние нужды, а не на рынок.
С развитием конкуренции и дерегулированием резко возросла потребность в
формулировании стратегии развития, ориентированной на рыночные условия
хозяйствования.
Вся работа доступна по Ссылке