Особенности процессуального статуса органов ФСБ России как органов дознания
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обеспечение национальной безопасности в приграничной сфере возложено в том числе и на пограничные органы ФСБ России. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
- создание необходимой нормативной правовой базы;
- развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
- противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
- пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
- осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Для реализации вышеперечисленных задач пограничные органы ФСБ России наделены широким кругом полномочий, в том числе в сфере уголовного судопроизводства .
Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" (п. 5 ч. 1 ст. 30) предоставляет пограничным органам ФСБ России полномочие вести дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению. Подследственность преступлений органам дознания пограничных органов ФСБ России определяется п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Пограничные органы ФСБ России как правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью в пределах своей компетенции, имеют в своем составе органы и подразделения, непосредственно осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность. К числу таких органов прежде всего относятся органы дознания, имеющиеся в каждом пограничном управлении, военно-учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях и ряде других формирований Пограничной службы ФСБ России.
Процессуальная деятельность органов дознания пограничных органов ФСБ России имеет некоторые особенности, связанные в первую очередь со спецификой федерального органа исполнительной власти, в котором они функционируют. Эта специфика в основном находит свое выражение в ведомственных нормативных актах, регулирующих деятельность органов дознания пограничных органов ФСБ России.
Основное назначение органов дознания Пограничной службы ФСБ России заключается в их активном и эффективном участии в борьбе с преступлениями в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в качественном и объективном предварительном расследовании преступлений, в подготовке для органов правосудия условий и материалов по установлению истины по уголовным делам с целью вынесения законных и обоснованных процессуальных решений.
Из вышеперечисленных целей вытекают основные задачи органов дознания пограничных органов ФСБ России. К задачам органов дознания относятся: предупреждение, пресечение, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и, наоборот, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; восстановление чести, достоинства и иных прав граждан в случае незаконного в отношении их уголовного преследования.
Указанные цели и задачи вытекают из анализа положений, предусмотренных ст. 6, ч. 2 ст. 40 УПК РФ, а также иных нормативных актов.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство России к органам дознания в одних случаях относит руководителей соответствующих учреждений (командиры воинских частей, соединений), в других - государственные органы (органы внутренних дел, иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности).
В соответствии с указанной правовой конструкцией в пограничных органах ФСБ России в настоящее время функционирует двойственная система органов дознания: командир войсковой части и подразделение дознания.
Однако независимо от этих особенностей на практике орган дознания как орган расследования конкретного уголовного дела представляет собой формирование, систему, состоящую, как правило, из двух, а иногда и более субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (или нескольких лиц), которому (или которым) поручено производство дознания .
Должностным лицом органа дознания признается аттестованный работник учреждения, уполномоченный на определение подведомственности заявления (сообщения) и сбор достаточных данных о признаках преступления (иначе - предварительную проверку), а также на иную осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренную уголовно-процессуальным законом, деятельность.
В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручает расследование, - в качестве дознавателя .
Лицо, производящее дознание (дознаватель), - обычно аттестованный сотрудник органа дознания, принявший к своему производству (возбудивший) уголовное дело либо производящий осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела.
Если в организационно-штатной структуре учреждения предусмотрено подразделение дознания, то начальник этого учреждения или его заместитель является начальником подразделения дознания. На указанных должностных лиц возлагается выполнение полномочий, предусмотренных ст. 40.1 и иными статьями УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Это положение применимо к дознанию по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов дознания пограничных органов ФСБ России. В данном случае, как уже отмечалось выше, в пограничных органах имеются специализированные подразделения, осуществляющие предварительное расследование в форме дознания, возглавляют эти подразделения соответствующие должностные лица, в этих подразделениях штатом предусмотрены должности дознавателей и старших дознавателей.
Иная ситуация складывается по общеуголовным преступлениям и воинским преступлениям. Производство дознания по делам обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданским персоналом пограничных органов ФСБ России, осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Однако при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания (в нашем случае командир воинской части) возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. В данном случае закон не указывает, какие именно должностные лица правомочны проводить неотложные следственные действия. Исходя из смысла закона, этим должен заниматься непосредственно сам командир воинской части.
В соответствии с действующим УПК РФ дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. п. 1 - 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
"Наиболее подготовленный офицер" , проходящий службу в различных структурных подразделениях пограничных органов ФСБ России, является должностным лицом этих органов, но отнюдь не должностным лицом командира воинской части, который является согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органом дознания. Поэтому "наиболее подготовленный офицер" в процессуальном плане дознавателем не является и, соответственно, не вправе проводить никаких следственных действий. В противном случае, по логике вещей, данный офицер должен обладать всеми полномочиями, предусмотренными ст. ст. 41, 146 и др. УПК РФ, что не соответствует закону.
Следует отметить, что действующая на данный момент Инструкция органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденная заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором 5 июня 2002 г., допускающая в ст. ст. 10 - 16, 21 и др. для выполнения функции органа дознания по производству неотложных следственных действий назначение приказом командира воинской части дознавателей сроком на 2 года, противоречит действующему УПК РФ, в частности п. п. 7, 17 ст. 5, п. 3 ч. 1 ст. 40 и п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.
Данная ситуация, на наш взгляд, требует нормативно-правового разрешения с целью приведения указанной Инструкции в соответствие с действующим УПК РФ.
Вся работа доступна по Ссылке