История развития имущественных отношений супругов в России
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, немногочисленны. Летописи говорят о том, что в то время как у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен (родимичи, вятичи, кривичи) сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний - похищение невесты женихом без ее согласия. Однако постепенно похищению начинает предшествовать предварительный сговор жениха с невестой. Существовал и такой способ заключения брака, как "покупка" невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой был привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. На другой день после свадьбы родственники невесты приносили приданое. Отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении жена становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права, скорее, вещного, чем личного характера. При покупке невесты, и особенно заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты, возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками и, во-вторых, появлялись первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, но не была неограниченной.
С принятием христианства в России происходит принятие византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. Начинает действовать Номоканон - собрание канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод его с этими дополнениями получил название «Кормчая книга».
Постепенно прослеживается увеличение прав жены, она могла владеть земельной собственностью независимо от мужа. Могла самостоятельно приобретать собственность .
Но уже с середины XVI века начинается процесс лишения супруги прав по владению и распоряжению земельной собственностью. Приданое жены оформляется на мужа, и он пользуется и распоряжается им почти без всякого участия жены.
Что касается долговых обязательств, то супруги всегда несли индивидуальную ответственность за них. Здесь законодатель никогда не обязывал супругов отвечать вместе, кроме случаев, когда они оба участвовали в преступлении, за которые предполагалась имущественная ответственность, либо вместе «делали» долги. Записи об этом содержатся в основном писаном юридическом документе XVII века – Соборном уложении. В 1669 году законодатель вновь подтвердил, что жены не отвечают по искам мужей.
До начала XVIII века супруга была лишена самостоятельных прав и находилась в прямой материальной зависимости от мужа. В XVIII веке имел место новый этап в развитии имущественных отношений супругов. Жена приобретает полные права на приданое. Нововведение сопровождалось изданием указа 1715 г., разрешившего «писать купчие и закладные на недвижимое имение лицам женского пола» . С целью укрепления правовой обеспеченности жены издается указ «О недействительности купчих, от жены мужьями данных».
Итак, в XVIII веке прослеживается тенденция защиты имущественных интересов жены путем издания ряда указов, специально ограничивающих сделки всех видов между супругами. Новые указы, к сожалению, не способствовали мирному решению семейных конфликтов, а напротив, вызывали озлобление мужей и желание любым способом обойти закон.
Правовое регулирование взаимоотношений супругов претерпевало значительные изменения на протяжении трех веков. От свободы в распоряжении имуществом в начале XVI века до полной зависимости от мужа со второй половины XVI века и, наконец, к самостоятельности и раздельности имущественной собственности в XVIII веке, которая охранялась законами .
Для XIX века, прежде всего, характерно, что в этот период времени происходила кодификация действующего права. Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII веке: положение жены в семье не изменилось, она была обязана повсюду следовать за мужем, суд мог принудить ее к этому, жена получала паспорт с разрешения мужа.
Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество, приобретенное женой отдельно, признавалось ее собственностью. Как самостоятельные субъекты, супруги имели право вступать друг с другом в обязательственные отношения и совершать сделки .
На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье полное собрание законов, куда вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Законотворческие новеллы были включены и в Свод законов.
В семейном праве во второй половине XIX века более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество .
В период с 1917 г. по 1926 г. был сделан определенный шаг вперед в области регулирования имущественных отношений супругов. Супруги были полностью уравнены в правах по вопросам семейной жизни.
Основные принципы построения брачно-семейных отношений, в том числе имущественных, были провозглашены и зафиксированы в первых декретах Советской власти о браке и семье и в семейных кодексах. Была создана база, на основе которой формировались и развивались семейные отношения принципиально нового типа. Изменения регулирования семейных отношений в период создания советского государства по значению равен экономическому, политическому «перевороту» этого периода .
Коренные изменения, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе регулирующих семейные отношения. Это было особенно необходимо в условиях отделения Церкви от государства. 18 декабря 1917 г. вышел Декрет "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния", согласно которому единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стал гражданский брак, заключенный в государственном органе. Брак, заключенный в церкви, после принятия Декрета не порождал правовых последствий.