Проектирование целей профессионального обучения
Эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях.
Качественное профессиональное образование предполагает наличие у обучающихся положительной мотивации к обучению и способностей быстро адаптироваться в динамично меняющихся условиях.
Исходя из новых целей профессионального образования, формирующихся под воздействием рыночных отношений, и в соответствии с законом «Об образовании» меняются способы организации учебно-воспитательного процесса: получает развитие вариативность образования, развивающие педагогические технологии, прежде всего в практическом обучении как ключевом факторе формирования специалиста и т.п.
Используя новые приемы и технологии профессионального образования, педагог должен найти возможность повышения эффективности мотивации и адаптации обучающихся к профессии, их успешного социального и профессионального самоопределения, активизации учебно-воспитательного процесса. Это достигается выявлением множества мотивов обучающегося, построения иерархии мотивационных предпочтений и их использования для содействия обучающимся в адаптации к осваиваемой профессии.
Мотивация - это побуждение обучающегося к освоению профессии, наличие у него интереса и желания подготовить себя к деятельности в избранной сфере. Формирование положительной мотивации зависит от содержания обучения, организации учебного процесса, личности педагога.
Адаптация в самом общем виде означает приспособление человека к изменяющимся условиям жизни. Применительно к профессиональному образованию ее можно трактовать как приспособление к обучению в образовательном учреждении: к ученическому коллективу, нормам поведения, формам обучения, получаемой профессии и будущей трудовой деятельности.
Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения.
"В таких образовательных процессах, - пишет Н.Б. Крылова, - акцент делается не на объяснение ученикам "знания", а на развитие их интересов и на этой базе на расширение индивидуально значимого знания" [4].
Учение приобретает личностную значимость для каждого обучающегося в силу того, что его смысл опирается на систему ценностей, идеалов. Заслуживает внимания точка зрения А.К. Марковой, которая утверждает, что смысл учения - это сложное личностное образование, и он связан с уровнем сформированности учебной деятельности обучающихся, что предполагает осознание объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье; понимание субъективной значимости учения для себя [5].
Раскрываемое условие предъявляет свои требования к проектированию целей профессионального обучения, что, по сути дела, означает предвидение ожидаемых результатов, к которым должны стремиться преподаватели в совместной деятельности с обучающимися. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в том случае, если существует единая ориентация на определенный результат, имеется в наличии взаимное принятие путей его достижения. Цели базируются на потребностно-мотивационной сфере в процессе развития личности. Каждая новая цель влияет на изменение мотивационной сферы, что, в свою очередь, создает возможности изменения или постановки новой цели. Результаты многочисленных психологических исследований показали, что процесс зарождения и развития цели осуществляется по двум направлениям: от цели к мотиву и мотива к цели. В силу сказанного выделяются важнейшие функции цели, какими являются регулятивная и мотивационная.
Регулятивная функция цели проявляется в том случае, когда цель осознается как важная жизненная задача, обусловленная конкретной ситуацией (например, изменением социального статуса человека), и соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых, их интересам, склонностям, потребностям. Для того чтобы цель могла регулировать поведение человека, его деятельность в конкретной профессиональной области, необходимо не только глубокое осознание им содержания самой цели, но и ее личностное принятие. Цель может стать мотивом, внутренним стимулом учения, если доступна, понятна и соответствует интересам обучаемого. Когда цель трансформируется и приобретает весьма значимый субъективный смысл, то закономерно изменяется характер деятельности человека. Из объекта обучения он становится субъектом, активно включающимся в процесс учения и самостоятельно направляющим интеллектуальные и волевые усилия на достижение цели. Необходимость во внешней стимуляции его деятельности практически отпадает.
Вся работа доступна по Ссылке