У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Уровни, принципы и факторы познавательной активности



          Выделяют несколько уровней познавательной активности:          - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу, этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий обучающегося, отсутствием у ребят интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «почему?»;          - интерпретирующая активность - характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения;          - творческая активность - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ, характерная особенность - проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.           Творческий уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что обучающийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.          При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося [10].          Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность обучающегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [11].          Принцип проблемности. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся, получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.          Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественно-научного мышления и т.д.          Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания[12].           Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественно-научного мышления и т.д.          Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [12].          Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки обучающихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности обучающихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.          Принцип взаимообучения. Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что обучающиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок, уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [13].          Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся, носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно¬-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.          Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: - состав аудитории (комплектование групп),          - адаптация к учебному процессу,          - способность к восприятию нового и т.п.          Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.          Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающегося возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть невынужденность, а желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.          Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают обучающихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность обучающихся.          

Вся работа доступна по Ссылке

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.