Роль и особенности регионального менеджмента в развитии курортных городов
Каждая сфера деятельности человека имеет свои особенности функционирования и развития, которые обуславливают специфику ее структурных элементов. Однако если отраслевая экономика, финансы, организация производства или маркетинг – это четко структурированные и обособленные институты, то менеджмент зачастую воспринимается как единая система управления для всех направлений деятельности, без учета их отличий.
Несомненно, отраслевой менеджмент опирается на общие теоретические и методологические подходы, категорийный и понятийный аппарат, имеет схожесть предмета и объекта воздействия. В то же время построение структуры управления и непосредственный процесс принятия решений имеют весьма существенные различия даже в границах одной отрасли. Так, по рекомендациям ООН и ВОЗ, санаторно-курортные и оздоровительные заведения (санатории, пансионаты с лечением, дома и базы отдыха и т.д.) относятся к туристской индустрии, а отечественные и зарубежные граждане, пользующиеся их услугами, - к туристам [178, с.24]. При этом управление туристским продуктом и деятельностью туристических организаций в целом не тождественно менеджменту отдельных направлений туризма, в том числе санаторно-курортного или лечебного.
Особенности менеджмента предприятий санаторно-курортного комплекса обусловлены особенностями самой рекреационной сферы как объекта управления. Наряду с отраслью туризма, санаторно-курортный комплекс имеет большую глубину проникновения и сложность взаимосвязей между его составными элементами [114, с.89]. Также курортный продукт неотделим от источника его формирования и отличается определенной комплексностью и разнообразием потребителей, он неосязаем и несохраняем, а на деятельность санаторно-курортных предприятий значительное влияние оказывают внешние общественные факторы. Но наряду с общими чертами, можно выделить и целый ряд отличий между отраслью туризма и санаторно-курортным комплексом.
Во-первых, большинство туристских предприятий - небольших размеров, тогда как санатории и пансионаты имеют разветвленную медицинскую, лечебную и оздоровительную базу.
Во-вторых, туризм как объект управления можно представить в виде неясных и трудноизмеримых целей, в санаторно-курортном же комплексе все более стабильно в силу определенных подходов к лечению и оздоровлению различных категорий больных.
В-третьих, отрасль туризма подвержена сильному влиянию со стороны заинтересованной клиентуры, в то время как предприятия санаторно-курортного комплекса в равной мере оказывают влияние на потребительский рынок.
В-четвертых, в развитии санаторно-курортного комплекса фактор сезонности играет гораздо меньшую роль, чем в пляжном отдыхе, организации зеленого и горного туризма, экстремальных турах и т.д.
И, наконец, в-пятых, большинство туристических объектов уникальны и неповторимы, тогда как курорты в рамках отдельных потребительских групп вполне могут быть взаимозаменяемы. Однако схожесть оказываемых услуг не означает единого подхода к управлению санаторно-курортными предприятиями, так как на их функционирование оказывают влияние не только внутренние факторы, но и внешние условия развития каждого региона.
Вся работа доступна по Ссылке