Быстрый переход к готовым работам
|
Политико-организационная структура и правопорядок Европейского СоюзаВ своем развитии Европейское сообщество прошло большой путь от международных организаций с довольно узкой и конкретной сферой деятельности (уголь, сталь и энергетика) до широкого экономического сотрудничества и далее - до создания уникального всеобъемлющего интеграционного, в большой степени государственно-подобного международного объединения с почти универсальной компетенцией - Европейского Союза. Интеграция в Западной Европе на всех своих этапах характеризовалась высоким уровнем правового регулирования. И началась она именно с права. Ее базовые принципы, основные институты и направления развития были определены в учредительных договорах, которые с самого начала играли роль конституции ЕС. Интеграция развертывалась на хорошо разработанной правовой основе, образуемой важнейшими правовыми актами. Европейское право, с одной стороны, служит главным регулятором интеграции, способствующим ее развитию, а с другой стороны - отражает и воплощает ее результаты и потребности. Право Европейского Союза - уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза, результат реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право ЕС представляет собой специфический правопорядок, правовую систему сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств- членов ЕС, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Европейский Союз — динамично развивающийся феномен международной жизни, который является объективным результатом процессов интеграции между 25 государствами Европы в различных областях жизнедеятельности. Членами Европейского Союза сегодня являются наиболее развитые в экономическом отношении государства, в которых обеспечивается защита основных прав и свобод граждан, демократический политический режим. Эти государства: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (государства-основатели); Ирландия, Дания, Великобритания (государства первого расширения ЕС-1972 г.); Греция, Португалия, Испания (государства второго и третьего расширения -1979, 1985 гг.); Австрия, Швеция, Финляндия (государства четвертого расширения-1995 г.); Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Эстония (государства пятого расширения- 2004 г.). Европейский Союз как объединение государств включает в себя две международные региональные организации интеграционного типа и две сферы международного сотрудничества. Региональными организациями, входящими в ЕС, являются Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ЕС), ранее именовавшееся как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и с 1992 года получившее современное название в соответствии с Маастрихтским договором. Данные две международные организации составляют так называемую первую «опору» Европейского Союза. Две другие «опоры» - это две сферы сотрудничества - Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), а также Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО)[1]. Если изобразить Европейский Союз в виде здания, возводимого на едином фундаменте и состоящего из трех частей, то три части - это три «опоры », а в роли фундамента выступают государства-члены и институты Европейского Союза. Правовая природа Европейского Союза носит двойственный, смешанный характер. Преследуя идеалы создания наднационального государственно-подобного образования, создатели первооснов Союза - Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского сообщества - исторически избрали оправдавшие себя на практике известные им механизмы международного сотрудничества в форме международных организаций интеграционного типа с элементами наднациональности, которые впоследствии стали усиливаться. Они были учреждены на основе международных договоров, заключенных суверенными государствами, уступающими или ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета. Подобно обычным международным организациям, наиболее принципиальные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия, хотя по многим другим - от этого принципа Европейский Союз постепенно отходит, особенно с ростом числа государств-членов. В рамках второй и третьей «опор» - общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовноправовой сфере - деятельность Союза в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами. В то же время сфера СПСО все более активно регулируется рамочными решениями, которые являются уже инструментами не международного, а наднационального права. Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще достаточно явно присутствуют, хотя национальные элементы, по мере своего совершенствования и укоренения все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза. Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее. Так, одобренный и принятый Европейским Советом в июне 2004 года проект Конституции Европейского Союза превратит Союз, по нашему мнению, в федеративное государство. Подобно государству, Союз обладает общей территорией с единой границей, общим визовым и таможенным режимом. Население Союза составляет на сегодняшний день 480 млн. человек В нем единое гражданство, имеющее дополнительный к национальному характер, а граждане имеют общий базовый правовой статус, подкрепленный помимо учредительных договоров Хартией Европейского Союза об основных правах 2000 года. Гражданству Союза посвящена часть II Договора о ЕС, а также специальная Декларация о гражданстве государства-члена, являющаяся приложением к Договору 1992 года. На территории Союза функционирует единый внутренний рынок, в котором реально обеспечена свобода движения товаров, услуг, капиталов, платежей, лиц и информации.
[1] См.: Кашкин С.Ю. Основы права ЕС. - М.: Инфра-М, 2002.- С. 32. Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/19467.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|