У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Поиск европейской идентичности как основа интеграционных процессов

Европейская интеграция - это многоуровневый процесс, охватывающий не только широкое географическое пространство, но и многие сферы обществен­ной жизни - социально-экономическую, политико-правовую и культурную. Интеграционный процесс обусловлен внутренней логикой социально- экономи­ческого и политического развития, подталкивающего европейские страны к более тесному сближению и взаимодействию в интересах обеспечения безопас­ности и благосостояния. Почву для этого сближения создает существенная общность в политико-ценностных установках и историко-культурных тради­циях.

Существует ряд социально-политических факторов, способствующих тому, чтобы европейская интеграция обрела прочную институциональную базу. Одним из таких факторов является процесс формирования европейской идентичности.

На протяжении истории человечества ощущение европейской идентичности, исключая христианство, тесно объединявшее жителей Европы в XIV- XV веках, было свойственно в основном представителям элиты. К их числу относятся просветители, например, Вольтер, идеи которого свободно пересекали границы и были весьма популярны во многих странах. И позднее европейцами чувство­вали себя, в первую очередь, представители политической элиты: после Второй мировой войны Шуман, Монне и Аденауэр мечтали о возведении единого европейского здания, основанного на сотрудничестве держав Старого Света. Да и впоследствии, уже в общеевропейских рамках, идея интеграции «спускалась» сверху. По этой причине единая Европа сформировалась благодаря усилиям правительств стран-участниц нынешнего Европейского Союза, тогда как жители либо проявляли незначительную активность, либо вообще не участво­вали в формировании этого интеграционного объединения.

Однако превращение Европы благодаря Маастрихтскому договору из эконо­мической организации в политический союз, особенно в контексте глобального, многополярного мира со множеством различных культур. Требует поиска не только новой европейской идентичности. Но и формирования европейского сознания путем активного участия в политической и общественной жизни, формулирования и проведения политики, продвигающей общие культурные ценности. Таким образом, недостаточно одного юридического объединения ЕС; необходимо придать легитимность этому Союзу в глазах рядовых граждан. А для этого нужны общие ценности, которые не противоречили бы националь­ным особенностям каждой страны.

Без таких ценностей немыслимо обеспечение активного участия граждан в жизни Союза, а без него невозможна демократическая легитимность. Европейская идентичность - ключевой элемент, позволяющий гражданам стран ЕС почувствовать себя частью единого целого не только в силу исторических фактов или географического положения, тем более что новые европейские реалии все сильнее влияют на их повседневную жизнь. Это позволит ЕС действовать на международной арене на равных с другими крупными игроками мировой политики.

Раньше Европу объединяли общая история и география, однако теперь такая концепция выглядит устаревшей: в соответствии с политическими и стратеги­ческими соображениями границы Европейского Союза расширяются. Это подтверждает недавнее принятие в Союз новых партнеров. Поэтому перед европейцами встают новые, ранее не возникавшие вопросы: где проходят границы Союза, кто может считать себя жителем Европы? Частично ответы были найдены на сессиях Европейского совета на уровне глав государств и правительств в Копенгагене и Хельсинки. На них лидеры призвали государст­ва -кандидаты полнее приспособиться к действующим правилам Европейского Союза.

Таким образом, Союз становится объединением, сочетающим интеграцию по географическому признаку с общими демократическими ценностями. Пример­но то же имел в виду бывший французский министр-делегат по европейским делам Пьер Московиси, заявивший, что «политические особенности Европы определяют ее границы»[1].

Но дело не только в том, можно ли принимать в ЕС ту или иную страну. Ведь также важно, чтобы граждане чувствовали себя «европейцами», имели общие ценности.

Еще в 1994 году тогдашний президент Чехии Вацлав Гавел в выступлении перед депутатами Европейского парламента заявил: «Задумываться о «европе­изме» - значит, попытаться определить, какие ценности, идеалы и принципы свойственны Европе »[2]. Это не означает, что в ЕС необходимо лишь создать общие структуры; упор следует делать на общих ценностях, объединяющих участников ЕС. Ведь в любом коллективе культурная общность и единые ценности позволяют принимать понятные всем решения. Напротив, при отсутствии таких ценностей или при верховенстве неких частных интересов нужны длительные переговоры для принятия каждого решения. В таких случаях достичь соглашения можно только благодаря так называемой политике минимального согласия или при условии господства одной группы людей над другими. В результате у населения появляется чувство подавленности. А реше- решения демократически избранного правительства не будут казаться достаточно легитимными.

До сих пор метод отцов-основателей позволил успешно провести первую фазу европейского строительства - создать общие европейские структуры и сформулировать политику, удалось значительно продвинуться в экономической интеграции. Несколько сложнее проходит интеграция политическая. Однако до сих пор не произошла интеграция моральная, понимаемая как процесс, объединяющий его участников через осознание ими своей принадлежности к единому целому.

 

В обозримом будущем должна предстать все более интегрированная Европа, имеющая собственную идентичность на международной арене (именно эта задача ставилась Маастрихтским и Амстердамским договорами). Это побуждает искать общую идентичность, которая позволила бы жителям стран ЕС увидеть свои устремления, отраженными в единой Конституции. А в даль­нейшем принимать активное участие в жизни Европы. Речь идет о том, чтобы население перенесло часть лояльности по отношению к своему национальному государству на коллективное образование, обеспечивая общность ценностей, 'Ф* которое такое государство представляет

 


[1] См.: Интернет - сайт Европейского Союза — http : // www. europa. eu. int.

[2] Howorth J. European Integration. - London : London Press, 2000. - P. 24.

 

Вся работа доступна по <a href=

" http://mydisser.com/ru/catalog/view/19467.html    " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.