Быстрый переход к готовым работам
|
Опыт Европейского Союза: возможности адаптации к условиям интеграционных процессов на постсоветском пространстве (на примере Союза РФ-РБ)В настоящее время Европейский Союз является уникальной политической интеграционной моделью. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли. Внутри Союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Завершается строительство Единого внутреннего рынка - пространства, где существуют «четыре свободы» (свободы движения товаров, услуг, капиталов и людей). Образован Экономический и валютный союз с единой коллективной валютой - евро. Проводится общая политика в основных областях социально- экономической жизни. Утверждается общая политика в области иммиграции, внутренних дел и юстиции. Все более весомой становится общая внешняя политика и политика в области безопасности. Для стран, входящих в ЕС, достижения европейской интеграции являются предметом восхищения и притягательным примером. Почти все они стремятся присоединиться к ЕС, и для многих стран Европы эта мечта стала реальностью. Интегрированная Европа вплотную придвинулась к постсоветскому пространству. За ее пределами остались лишь четыре страны ЕАСТ *, страны Западных Балкан и четыре европейских государства СНГ-Россия, Украина, Беларусь и Молдова. Как мы выяснили выше, Россия вряд ли когда-нибудь станет членом Европейского Союза, поэтому гораздо более оптимальным вариантом для нее, на наш взгляд, будет построение интеграционного государства в рамках СНГ с учетом опыта ЕС. Содружество Независимых Государств возникло в результате произошедших изменений системы отношений между бывшими республиками СССР. Распад СССР поставил Россию перед необходимостью формирования качественно новых экономических отношений с возникшими на постсоветском пространстве суверенными государствами. Одним из важнейших аргументов в пользу развития торговых отношений с этими странами является то, что народное хозяйство СССР не просто относилось к экономикам интеграционного типа, а достигло наивысшей степени интегрированности (в 1990 г. в Советском Союзе на межреспубликанский оборот направлялось до 20 % валового национального продукта, тогда как в странах Европейского Союза - лишь 14 %) х. На наш взгляд, между Россией и странами СНГ возможны две формы интеграции. Самая простая форма интеграции выражается в создании зоны свободной торговли, когда страны ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле; при этом каждая из стран сохраняет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран. Высшая форма интеграции - это экономический союз или единое экономическое пространство, совмещающее все формы интеграции с проведением единой бюджетной, налоговой и общей промышленной политики. Общие органы регулирования банковской системы и единой валюты, унификация законодательств, вплоть до принятия общей Конституции, единые технические и экономические стандарты, общие военно-стратегические и политические интересы. Именно к такой форме интеграции приблизился в настоящее время Европейский Союз. В последнее десятилетие в пределах СНГ то активно провозглашается, то затухает процесс создания «малых» международных интеграционных группировок, в большинстве которых участвует Россия. К числу таких организаций относятся Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центрально- азиатское сотрудничество (ЦАС), ГУУАМ (Грузия, Украина, Белоруссия- Россия (СГБР)). Все эти постсоветские объединения призваны смягчить экономические и социальные потери, вызванные рассечением новыми государственными границами единого в прошлом пространства. Кроме того, в данных группировках отчетливо присутствуют политические и военностратегические мотивы [1]. Страны, входящие в СНГ по-разному определяют свое участие в торгово- экономическом и таможенном сотрудничестве - некоторые выступают за развитие двусторонних и многосторонних связей на основе возможностей в рамках зоны свободной торговли - Узбекистан, Туркмения. Другие (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргыстан, Таджикистан) решили перейти от Соглашения 0 создании зоны свободной торговли к следующему этапу интеграции — созданию Таможенного союза. Опыт экономической интеграции Европейского Союза свидетельствует о том, что в процессе экономического сближения интегрирующихся государств наиболее сложно и болезненно решаются вопросы снятия различного рода торговых барьеров во взаимной торговле, а также установление единого таможеннозащитного пояса вокруг интегрирующихся стран. Опыт экономической интеграции на пространстве СНГ также свидетельствует о том, что именно вопросы торгово-экономического сотрудничества, введения полномасштабного режима свободной торговли, формирования рядом стран режима таможенного союза проходят наиболее сложно и болезненно в связи с тем, что с одной стороны, они затрагивают национальные экономические интересы участвую-
щих в интеграционном сближении стран, а также неготовностью, отсутствием созревших условий и предпосылок В 1992 г. все страны СНГ (кроме Украины) подписали в Москве соглашение о принципах таможенной политики, которое предусматривало создание Таможенного союза, создание сторонами общей таможенной территории, состоящей из таможенной территории сторон. Кроме того, соглашение предусматривало действие общего таможенного тарифа и единообразия внутреннего налогообложения товаров Однако Соглашение о принципах таможенной политики не было ратифицировано и не вступило в силу. Ряд высококлассных специалистов высказали сомнение в возможности становления такого союза. Сегодня понятно всем невозможность формирования полномасштабного таможенного союза между всеми государствами СНГ. Этот таможенный союз не состоялся в связи с тем, что изначально был задуман для достижения более высокой стадии интеграционного сближения, минуя все фазы - то есть, не пройдя путь эволюции 2. Этими же причинами, по нашему мнению, объясняется «вялое» течение формирования режима таможенного союза у так называемой «таможенной пятерки» - ЕврАзЭС, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Государствами-участниками СНГ в 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, а в период 1995-1996 гг. были заложены организационно-правовые основы функционирования Таможенного союза. Из всех интеграционных группировок на постсоветском пространстве наиболее продвинутая форма экономической, и в меньшей степени политичес- 1 См.: Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество. Региональный аспект. - Владивосток : Диалект, 1999. - С. 44. 2 См.: Содружество. Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. - Минск : Мир, 2001. - № 5. - С. 31.
кой и правовой интеграции наблюдается у Союзного государства Россия- Беларусь. Оформление российско-белорусского экономического союза началось с первой эволюционной фазы экономического сближения - подписания Соглашения о свободной торговле (ноябрь 1992 г.), в котором стороны договорились не применять таможенные пошлины и другие ограничительные меры по отношению к товарам национального происхождения во взаимной торговле.
[1] См.: Региональное сотрудничество России и СНГ / отв. ред. В.А. Вашанова.- М.: Новости, 2004. - С. 99.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/19467.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|