У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Опыт Европейского Союза: возможности адаптации к условиям интеграционных процессов на постсоветском пространстве (на примере Союза РФ-РБ)

В настоящее время Европейский Союз является уникальной политической интеграционной моделью. На долю ЕС приходится существенная часть мирово­го ВВП и международной торговли. Внутри Союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Завершается строительство Единого внутреннего рынка - пространства, где существуют «четыре свободы» (свободы движения товаров, услуг, капиталов и людей). Образован Экономический и валютный союз с единой коллективной валютой - евро. Проводится общая политика в основных областях социально- экономической жизни. Утверждается общая политика в области иммиграции, внутренних дел и юстиции. Все более весомой становится общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Для стран, входящих в ЕС, достижения европейской интеграции являются предметом восхищения и притягательным примером. Почти все они стремятся присоединиться к ЕС, и для многих стран Европы эта мечта стала реальностью. Интегрированная Европа вплотную придвинулась к постсоветскому прост­ранству. За ее пределами остались лишь четыре страны ЕАСТ *, страны Западных Балкан и четыре европейских государства СНГ-Россия, Украина, Беларусь и Молдова.

Как мы выяснили выше, Россия вряд ли когда-нибудь станет членом Европейского Союза, поэтому гораздо более оптимальным вариантом для нее, на наш взгляд, будет построение интеграционного государства в рамках СНГ с учетом опыта ЕС.

Содружество Независимых Государств возникло в результате произошедших изменений системы отношений между бывшими республиками СССР.

Распад СССР поставил Россию перед необходимостью формирования качественно новых экономических отношений с возникшими на постсоветском пространстве суверенными государствами. Одним из важнейших аргументов в пользу развития торговых отношений с этими странами является то, что народное хозяйство СССР не просто относилось к экономикам интеграцион­ного типа, а достигло наивысшей степени интегрированности (в 1990 г. в Советском Союзе на межреспубликанский оборот направлялось до 20 % валового национального продукта, тогда как в странах Европейского Союза - лишь 14 %) х.

На наш взгляд, между Россией и странами СНГ возможны две формы интеграции.

Самая простая форма интеграции выражается в создании зоны свободной торговли, когда страны ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле; при этом каждая из стран сохраняет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран.

Высшая форма интеграции - это экономический союз или единое экономи­ческое пространство, совмещающее все формы интеграции с проведением единой бюджетной, налоговой и общей промышленной политики. Общие органы регулирования банковской системы и единой валюты, унификация законодательств, вплоть до принятия общей Конституции, единые технические и экономические стандарты, общие военно-стратегические и политические интересы. Именно к такой форме интеграции приблизился в настоящее время Европейский Союз.

В последнее десятилетие в пределах СНГ то активно провозглашается, то затухает процесс создания «малых» международных интеграционных группи­ровок, в большинстве которых участвует Россия. К числу таких организаций относятся Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центрально- азиатское сотрудничество (ЦАС), ГУУАМ (Грузия, Украина, Белоруссия- Россия (СГБР)). Все эти постсоветские объединения призваны смягчить экономические и социальные потери, вызванные рассечением новыми государственными границами единого в прошлом пространства. Кроме того, в данных группировках отчетливо присутствуют политические и военно­стратегические мотивы [1].

Страны, входящие в СНГ по-разному определяют свое участие в торгово- экономическом и таможенном сотрудничестве - некоторые выступают за развитие двусторонних и многосторонних связей на основе возможностей в рамках зоны свободной торговли - Узбекистан, Туркмения. Другие (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргыстан, Таджикистан) решили перейти от Соглашения

0                           создании зоны свободной торговли к следующему этапу интеграции — созда­нию Таможенного союза.

Опыт экономической интеграции Европейского Союза свидетельствует о том, что в процессе экономического сближения интегрирующихся государств наиболее сложно и болезненно решаются вопросы снятия различного рода торговых барьеров во взаимной торговле, а также установление единого таможеннозащитного пояса вокруг интегрирующихся стран. Опыт экономичес­кой интеграции на пространстве СНГ также свидетельствует о том, что именно вопросы торгово-экономического сотрудничества, введения полномасштабного режима свободной торговли, формирования рядом стран режима таможенного союза проходят наиболее сложно и болезненно в связи с тем, что с одной стороны, они затрагивают национальные экономические интересы участвую-

 

щих в интеграционном сближении стран, а также неготовностью, отсутствием созревших условий и предпосылок

В 1992 г. все страны СНГ (кроме Украины) подписали в Москве соглашение о принципах таможенной политики, которое предусматривало создание Таможенного союза, создание сторонами общей таможенной территории, состоящей из таможенной территории сторон. Кроме того, соглашение предусматривало действие общего таможенного тарифа и единообразия внутреннего налогообложения товаров Однако Соглашение о принципах таможенной политики не было ратифици­ровано и не вступило в силу.

Ряд высококлассных специалистов высказали сомнение в возможности становления такого союза. Сегодня понятно всем невозможность формирова­ния полномасштабного таможенного союза между всеми государствами СНГ. Этот таможенный союз не состоялся в связи с тем, что изначально был задуман для достижения более высокой стадии интеграционного сближения, минуя все фазы - то есть, не пройдя путь эволюции 2.

Этими же причинами, по нашему мнению, объясняется «вялое» течение формирования режима таможенного союза у так называемой «таможенной пятерки» - ЕврАзЭС, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Государствами-участниками СНГ в 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, а в период 1995-1996 гг. были заложены организационно-правовые основы функционирования Таможенного союза.

Из всех интеграционных группировок на постсоветском пространстве наиболее продвинутая форма экономической, и в меньшей степени политичес-

1                           См.: Ишаев В.И. Международное экономическое сотрудничество. Региональный аспект. - Владивосток : Диалект, 1999. - С. 44.

2                           См.: Содружество. Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. - Минск : Мир, 2001. - № 5. - С. 31.

 

кой и правовой интеграции наблюдается у Союзного государства Россия- Беларусь.

Оформление российско-белорусского экономического союза началось с первой эволюционной фазы экономического сближения - подписания Соглашения о свободной торговле (ноябрь 1992 г.), в котором стороны договорились не применять таможенные пошлины и другие ограничительные меры по отношению к товарам национального происхождения во взаимной торговле.

 


[1] См.: Региональное сотрудничество России и СНГ / отв. ред. В.А. Вашанова.- М.: Новости, 2004. - С. 99.

 

Вся работа доступна по <a href=

" http://mydisser.com/ru/catalog/view/19467.html    " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.