Быстрый переход к готовым работам
|
1.1. Политологическая герменевтика теоретических подходов к пониманию сущности политической системы обществаПонятие «политическая система» вошло в политический лексикон в середине XX века. Его появление было во многом обусловлено обращением к одному из принципиальных вопросов политологии, тесно связанному с теорией познания. А именно: возможно ли каким-либо образом упорядочить описание политических процессов, в системном виде отразить всю палитру происходящих разнообразных политических событий и в итоге создать модель политического действия? Свои варианты ответа на этот вопрос пытались дать многие видные политические мыслители. Например, еще из истории политических учений известны взгляды Аристотеля, Платона, Гоббса и Макиавелли, в соответствии с которыми политика рассматривалась как некая самостоятельная целостность, как особая, пусть и специфическая, форма человеческой деятельности. Однако системный подход к анализу политических процессов и явлений был заложен Л. фон Берталанфи, а затем был продолжен и творчески развит в работах Т. Парсонса, который уже выделял в обществе такие самостоятельные системы как экономическая, духовная и политическая, существенно различающиеся по своим функциям[1]. Вместе с тем современные концептуальные очертания категория «политическая система» приобретала лишь в работах таких достаточно известных американских исследователей как Д. Истон и Г. Алмонд. Так, например, впервые подойдя к описанию политической жизни с системных позиций, Д. Истон создал свою модель политической системы, уподобив ее постоянно развивающемуся и саморегулирующемуся социальному организму, активно реагирующему на поступающие извне импульсы (внешней средой для политической системы выступает социум). В соответствие с его теорией эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от внешней среды. При этом принципиальная особенность данной модели политической системы состоит в том, что она квалифицирует действие системы на поступающие в нее извне запросы и требования как ответную реакцию[2]. Согласно же теории Г. Алмонда, наиболее общим для всех определений «политической системы» является, прежде всего, то, что она ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. При этом, характеризуя политическую систему, Д. Истон, например, также пишет об авторитарном распределении ценностей, а Р. Даль — о власти, управлении и авторитете. В целом же можно констатировать, что все эти определения подразумевают легитимность использования санкций со стороны властных структур, их законное право наказывать, принуждать и подчинять граждан. Дальнейшее творческое развитие научной теории политических систем предприняли такие известные ученые как Г. Паэлл, М. Каплан, У. Митчелл, П. Шаран и некоторые другие. Понимая, что то, что написано выше является уже достаточно банальным, все же отметим, что в современной политологической литературе существует более двадцати определений понятия «политическая система». При этом одни ученые рассматривают ее как комплекс идей, лежащих в основе политики. Другие же - как систему взаимодействий, а третьи — как совокупность определенных элементов. В целом же во всех этих подходах присутствует стремление к всеобщности и универсальности толкования политической жизни, применение к любому этапу развития политического процесса, независимо от конкретно сложившейся исторической и социальной ситуации. Вместе с тем в каждом из многочисленных определений политической системы, как правило, делается акцент лишь на какой-либо определенной ее черте, на той или иной ее сущностной характеристике. Причиной этого являются социальные изменения, чрезвычайно быстрое развитие гуманитарных знаний в целом и политической науки, в частности, а также субъективность взглядов исследователей. Так, например, французский политолог М. Дюверже определяет политическую систему как связь политических структур с экономической структурой, с достигнутым уровнем развития, с существующей идеологией и действующей системой ценностей, а также с имеющимися культурными традициями. Эта совокупность, по мнению этого ученого, образует свою политическую систему каждой конкретной страны, систему, в которой различные элементы практически не отделены друг от друга'. В данном определении, полагаем, акцент автором делается преимущественно на взаимосвязи политических институтов с другими социальными явлениями, а в приоритетном плане рассматривается взаимосвязь между различными сферами общественной жизни, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Вместе с тем, определенными ограничениями такой подход к определению сущности политической системы общества может быть назван институциональным. Еще один подход можно определить как субъектный. В его рамках политическая система рассматривается тождественной совокупности субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества[3]. В этом определении структурные элементы политической системы уже анализируются без учета взаимосвязи с другими сферами жизни, не дается понимание иных структур, которые оказывают влияние на политическую систему и/или с ней взаимодействуют. И в качестве третьего базового варианта определения сущности политической системы социума, определим так называемый социальнопсихологический подход. При этом политическая система определяется как некая целостная и динамичная совокупность однотипных, дополняющих друг друга социальных ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих между собой на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе основных социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения[4]. При этом также упоминается и об объективных трансформациях структурных элементов политической системы, рассматриваются составляющие части этих элементов (например, роли, отношения и институты), анализируется основа их взаимодействия и заинтересованные в нем акторы. Таким образом, политическая система, даже в первом приближении, представляется неким сложным социально-политическим феноменом, неоднозначно понимаемым различными учеными и специалистами. Кроме этого следует отметить, что как явление, она состоит из множества постоянных и переменных характеристик (прежде всего, свойств, структур, идей, процессов), которые возникают, изменяются и исчезают на всем протяжении развития общества и государства. В то же время, в каждый определенный момент времени все эти элементы занимают определенное, свое место в ней и в немалой степени детерминируют как ее эффективность, так и обеспечивают ее равновесие, стабильность и устойчивость.
[1] См,, например: Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика, М: Прометей, 2003. С. 75. [2] Цит. по: Политология: Хрестоматия / Под ред. Н.Н. Целищева и Ф.А. Файз- рахмановой. Екатеринбург, 1998. С. 357-358. [3] См.: Политология /Под ред. Ю.А. Северова. Тула: Имра, 1994. Ч. И. С. 5. [4] См.: Пугачев В.Г1., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 2000. — С. 163-164. Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31516.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|