Быстрый переход к готовым работам
|
Концепции западных ученых о политической системе обществаБольшое значение для глубокого понимания политологом сути и тенденций развития политической системы имеет изучение представлений о ней современных зарубежных авторов. При этом особенность состоит в том, что на современное постсоветское пространство все активнее проникают идеи и политические концепции исследователей из других стран. Эти, самые различные теории, идеи и концепции находят своих сторонников не только среди представителей так называемой «чистой науки», но и среди отечественных политических и государственных деятелей. Кроме того, на основе изучения профильной литературы можно сделать довольно четкий вывод об идентичности многих социально-политических процессов в различных государствах и на различных континентах (хотя они могут идти не синхронно по- времени). Как же трактуется политическая система общества в современной так называемой западной науке? Отвечая на этот вопрос, следует, прежде всего, отметить, что в рамках западной науки также пока нет единого представления о политической системе. Например, только в американской политической науке насчитывается более 20 ее определений. Однако в отечественных научных работах зачастую отмечается, что все они принципиально практически не отличаются друг от друга, являясь во многом лишь взаимодополняющими[1]. Пожалуй, вряд ли с этим утверждением можно согласиться без дополнительных комментариев. Скорее, усилия так называемых западных (обобщенное название) специалистов направлены не на выяснение сути политической системы с целью дать ей окончательное и «единственно верное» определение, а на выяснение функциональных, институциональных и иных аспектов реального политического процесса в демократически ориентированных государствах. Так, американский политолог и социолог P.A. Даль (не формулируя единого определения политической системы, так как он полагал невозможным сделать это в принципе) писал, что демократическая политическая система «...есть процесс, посредством которого рядовые граждане относительно эффективно контролируют своих лидеров»[2]. Он также считал политическую систему (т.е. функционирование политических институтов) лишь «надводной частью» политического процесса, которая связывает между собой человека и политическую власть. При этом между гражданами и государством, писал P.A. Даль, находится довольно большое количество организаций, объединений, групп и ассоциаций, выражающих различные устремления и интересы разных людей. За счет этого существенно снижается возможность концентрации власти в одних руках[3]. Основное предназначение современной политической системы американский ученый видел в «дисперсии» (рассеивании) власти, которую понимал как способность власти достичь какой-то цели в конкуренции с иными субъектами и участниками. Важно, что при этом P.A. Даль также отмечал, что никакие конституционные установления или институты сами по себе не обеспечат свободы от тирании, если для этого нет определенных социальных предпосылок. Другой известный американский социолог и футуролог, Э. Тоффлер, связывает появление современной политической системы (совокупности институтов, ценностей и отношений) с так называемой третьей волной развития цивилизации, ломающей мировую индустриальную систему. Эта волна, по его мнению, базируется на принципах децентрализации, дестандартизации, дебюрократизации. Такой вывод сделан Э. Тоффлером, в первую очередь, на основании вступлении ряда экономик западных стран в «инновационную» стадию в 80-е годы XX столетия[4]. Это означает, по мнению американского ученого, что контроль над информацией дает реальную власть как в экономической, так и в политической жизни. Поэтому основной задачей современной политической системы, по Э. Тоффлеру, является перераспределение знания и интеллектуальных ресурсов современной цивилизации. На основе обобщения изложенного в целом можно отметить, что в современной западной политической науке существует несколько базовых вариантов теории политической системы. При этом каждый из них представляет собой различные направления данной науки, послужившие основой в том или ином случае для разработки метода системного анализа и теории политической системы. В зависимости от того, какое направление берется за исходное, а также в зависимости от того, на каких сторонах политической жизни преимущественно концентрируется основное внимание исследователей, западные политологи склонны дискутировать о различных вариантах теории политической системы. Типичными при этом являются, например, рассуждения о том, что свое начало системный анализ берет преимущественно в биологии и «привносится в политическую науку благодаря работам Д. Истона и Г. Алмонда»[5]. При этом следует заметить, что Г. Истон рассматривал политическую систему, с одной стороны, как определенную структуру власти, с другой - как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения», направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью[6]. Другими западными политологами, взявшими на вооружение системный анализ, выделяются три различных варианта теории политической системы. При этом модели Д. Истона и Г. Алмонда дополняются еще одним довольно распространенным в настоящее время на Западе вариантом теории политической системы, созданной К. Дойчем. Суть этой теории изложена в его работах «Национализм и социальная связь» и «Нервы управления»[7]. В целом она сводится, к «заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению терминологии, принципов деятельности п важнейших положений кибернетиков в сферу политики[8].
[1] См.: Политология / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.: Высшее образование, 2007. С. 224. [2] Даль Р.А. Введение в теорию демократии. М.: Прогресс, 1992. С. 8. [3] См.: Политическая социология / Отв. ред. Г.П. Сопов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 503; Dahl Robert Alan. How Democratic is the American Constitution? N.Y., 2001. [4] Применительно к основным источникам власти О. Тоффлер анализирует силу, богатство и знание и ранжирует их по степени их качественности и важности. В результате он приходит к выводу: высшее качество и наибольшую эффективность власти придают знания, которые благодаря своим преимуществам подчинили «силу» и «богатство». См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти/Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 32-33. [5] Madron Th., Chelf С. Political Parties in the United States. Boston, 1974. P. 1. [6] См.: Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология. Хрестоматия / Сост. Б.Л. Исаев. Л.С. Тургаев, Л.Н. Хренов. СПб., 2006. С. 104. [7] Deufich К. Nationalism and Social Communication. Cambridge, 1953; Deutsch К. The Nerves of Government. N.Y., 1966. [8] Khan R., McNiven J., Mackown Sc. An Introduction to Political Science. Georgetown (Ontario), 1977. P. 22.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31516.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|